8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

"Пятидневка"

Эпизод

25 декабря 2017

15 долларов штрафа за поцелуй... 

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

25 декабря 1913 года в Нью-Йорке за поцелуй на улице арестовали пару и оштрафовали на 15 долларов. О том, что такое нравы, мы говорили с cоциальным психологом, профессором МГУ, научным руководителем курса практической психологии в Высшей школе экономики Тахиром Юсуповичем Базаровым и Ларисой Ивановной Крашкиной, основателем и руководителем проекта "Центр имиджевой культуры "Deims", к.ф.н., историком, специалистом по этикету.

Что такое мораль, нравственность? Зачем она нужна? Что такое норма морали?

Т. Базаров: Сама идея этического регулирования – это вообще идея влияния людей друг на друга. Задаётся определённая рамка для того, чтобы в эту рамку помещались люди. Но, откуда возьмётся тот, кто может выступить образцом?

Нормы морали у всех разные. И получается, если я навязываю кому-то свои нормы морали, то я загоняю этого человека в определённые рамки и пытаюсь на него влиять.

Т. Базаров: При этом вы рассчитываете на его конформность, что он поддастся вашему не прямому воздействию, а опосредованному влиянию.

Л. Крашкина: У меня конкретный вопрос. А в чём бывают различны нормы морали?

Пример из истории. Нудизм для большинства людей – это явление, находящееся немного за рамками морали. Но в 1925 году, когда в нашей стране существовала советская власть, были нудистские пляжи около Кремля, и это считалось нормальным. Но потом в какой-то момент вдруг решили, что это не морально, а аморально, и поменяли точку зрения. Получается, что за какой-то короткий промежуток времени это было сначала аморально, потом морально, а затем вновь аморально.

Л. Крашкина: Это был просто поиск каких-то новых форм регуляции. Но это не традиционные формы морали. А если говорить о моральной максиме, то она, в общем, не менялась. И это человеческая мораль.

Мы все знаем, что врать – плохо. Но мы постоянно врём и учим детей врать. Например, когда ребёнка взрослые учат отвечать по телефону, что родителей нет дома.

Л. Крашкина: Это неправильно. Потому что, когда мы говорим ребёнку, что ему нужно сказать, что нас нет дома, ему надо объяснить, почему мы так ему говорим. Это пример социальных отношений, которые реализуются через определённые социальные роли. Эти социальные роли, в общем, достаточно стереотипны. Родитель – ребёнок, учитель – ученик, начальник – подчинённый. Между ними существует определённый сценарий взаимоотношений, который связан с их практической деятельностью и местом. И получается, что в рамках этого, для того чтобы быть успешными, мы должны действовать по существующим правилам. Если обратиться к этикету, это как раз правила поведения, которые устанавливаются на основе рационального поведения.

Т. Базаров: Я бы здесь затронул уровни морального регулирования. Есть уровень группы. Вот для нашей группы есть нормы, которые нарушать безнравственно. И нарушение этой нормы вызывает чувство стыда. То есть, здесь поведение регулируется стыдом. Здесь стыдно, я перешёл в другую группу, там не стыдно. Норма в другой группе совершенно другая.

Но если объяснить, то ложь может перестать быть ложью. Потому что ты меняешь ситуацию. Поэтому когда ребёнку не объясняют ситуацию, тогда действительно у него может возникнуть предположение о том, что ложь – это хорошо, это нравственно и это возможно.

В другом типе взаимоотношений работают не нормы, а работают стандарты. Там возникает чувство вины в отличие от чувства стыда. И часто, когда человек переходит из одной группы в другую, он туда пытается принести и свои стандарты. Здесь возникает обязательно конфликт. Поэтому, когда мы говорим про нормы морального регулирования, которые фиксируются через этикет, мы говорим об уровне долженствования. Это совершенно другой тип этического регулирования.

Одному стыдно, другой чувствует вину, а у третьего есть понимание долга. И это всё как разные фрукты и овощи в человеческом сообществе. Есть люди, которые говорят, что они не знают, какие тут у вас правила, какие у вас нормы, они к вам со своими не приходят, но и ваши тоже не принимают. Потому что у них есть своё представление о моральном долге. И так себя вести для них невозможно ни в коем случае.

Законы морали в каждой социальной группе, с одной стороны, это рычаги, чтобы влиять на каждого члена этой группы, а с другой стороны, это ресурс развития личности как человека. Вообще, нормы морали очень многое определяют в жизни человека. В каких-то случаях они его разрушают. А в каких-то случаях они помогают определить, что хорошо, а что плохо, и как себя человеку вести в обществе.

Самое удивительное, что в каких-то ситуациях человек может вести себя абсолютно не прогнозируемо и парадоксально. Это ведёт к гибели человека как физиологического существа, но возвышает его как личность. И он остаётся в истории, о нём помнят. Многие герои именно таким образом и строили свою жизнь. То есть, героизм есть способ морального регулирования через некие стандарты высокого человеческого духа.

Л. Крашкина: Этикет – это идеальная норма. То есть, это некое правило, эталон. Это нормативный этикет. И есть ситуативный этикет. Тот, который всегда увязывается с определённой конкретной ситуацией. В конкретной ситуации, если мужчина, например, находится в пиджаке на каком-то дипломатическом приёме, его пиджак, разумеется, должен быть застёгнут. Если пиджак расстёгнут в такой момент, надо смотреть, какого уровня этот человек. Кто-то может находиться на самом верху того или иного общества, и может себе это позволить.

Человек, который проявляет вежливость, уважение к другому, толерантность, деликатность, эмпатию, своим поведением заражает другого, влияет на него. Поэтому общение с людьми приятными во всех отношениях очень полезно.

Т. Базаров: Когда это сильная личность с высоким потенциалом или императивом, то тут возникает удивительная вещь. Другим хочется стать лучше, нравственнее.

Л. Крашкина: Человек, который впитал культурный код, код нравственного, правильного поведения, не может уже изменить себе. Это очень важно для человека, который находится наверху в государстве или в любой компании. В любом наверху это определяет весь уровень корпоративной культуры. И никто, пришедший в эту корпоративную культуру, не сможет ничего изменить, если его уровень выше, а главы ниже. Если его уровень ниже, а главы выше, то он может развиться.

Полностью беседу с гостями слушайте в аудиозаписи.

15 долларов штрафа за поцелуй... 

24:58
Архив