8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка" Познавательные

Эпизод

02 января 2018

Человек с киноаппаратом

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

2 января 1896 года родился советский кинорежиссёр, один из основателей и теоретиков документального кино Дзига Вертов. (при рождении Давид Абелевич Кауфман).

Дзига Вертов обогатил кинематограф множеством операторских находок, включая приём "скрытая камера". Его фильм "Человек с киноаппаратом" (1929) зачастую называют величайшим из всех документальных фильмов в истории.

На связи со студией – учёный секретарь Музея кино, киновед Милена Мусина.

Очень часто, когда говорим о кино, мы вспоминаем Чарли Чаплина, Михаила Ромма, Сергея Эйзенштейна и кого угодно, но не говорим о документальном кино. А ведь это тоже большое кино!

М. Мусина: Конечно. Собственно говоря, кино и родилось как кино, в первую очередь, документальное. Потому что первые фильмы братьев Люмьер были документальными.

Почему в последнее время мы так часто говорим о документальном кино в контексте того, что это кино для избранных?

М. Мусина: По всей видимости, потому, что люди просто любят увлекательные истории и, по возможности, фантастические сюжеты. И совсем не любят смотреть на реальность, которая их окружает. Мы даже в своей жизни на реальность редко смотрим. Пытаемся не всматриваться особенно сильно. Что уж говорить про то, когда нам её показывают крупным планом или, не дай бог, застают нас ею врасплох, чем и занимался как раз Дзига Вертов. Для него было очень важным застать жизнь врасплох.

Это же он придумал для нас "скрытую камеру", которой теперь пользуются многие телевизионные работники?

М. Мусина: Обычно говорят, что да. Хотя я не могу сказать, кто именно придумал "скрытую камеру". Очень часто историки кино говорят, что такой-то придумал то-то и то-то. На самом деле, наверняка до него уже десять раз придумывали нечто подобное. Поэтому, когда говорят про Дзигу Вертова, что он придумал "скрытую камеру" и "острые ракурсы", это, конечно, не так. Не он первым это придумал. Он просто начал это использовать таким образом, чтобы создать особую реальность.

Очень часто задают вопрос, почему мы знаем имя именно Дзигу Вертова. Дело в том, что большинство кинодокументалистов пытаются скрыться за тем материалом, который они снимают. А Дзига Вертов был человеком, который преображал реальность своим присутствием, тем, что он был автором, на всё смотрел собственными глазами.

Мы все стремимся к индивидуальности, хотим, чтобы за каждым произведением искусства, за каждым документальным фильмом мы видели человека. И в то же время мы боимся, когда вдруг кто-то  начинает лично говорить от своего собственного имени по поводу того или иного события, того или иного факта.

М. Мусина: Да, конечно. Мало того, если даже не боимся, нас это раздражает. Особенно, когда об этом говорит человек очень яркий и талантливый, неординарный, как тот же Дзига Вертов. Это же выводит из себя. Почему ему можно говорить то, о чём я боюсь сказать, то, что мне страшно произнести, ибо засмеют, а вот он говорит и ничего не боится? Такие личности всегда вызывали раздражение и желание сжечь их на костре.

Документальное кино Дзиги Вертова поражает больше всего своим удивительным романтизмом и личным отношением ко всему. Но если мы смотрим, какие он снял документальные фильмы, то видим, что это: "Три песни о Ленине", "Колыбельная", посвящённая 20-летию СССР, "Кровь за кровь, смерть за смерть". Какой эмоциональный смысл несёт каждое его произведение! В этом и заключается трепет кино, когда оно вызывает чувства не только у автора, но и у зрителя?

М. Мусина: Да, невероятно сильные чувства. И Дзига Вертов способен был заставить людей чувствовать так, как он это чувствовал. Его принцип документалистики был именно в этом, и его открытия в документалистике тоже.

Чем была документалистика до него? Это была хроника. То есть, нам показывали факты, и мы их смотрели, может быть, приходя к какому-то минимальному выводу, который потом можно было прочитать в титрах в конце.

Что сделал Дзига Вертов? Он предложил своему зрителю не просто смотреть, он предложил ему анализировать. Причём анализировать именно с той точки зрения, с той подачи, которую даёт он. Он предлагал зрителю поэтизировать, видеть и осознавать образы, которые ему предлагались, предлагал ассоциации. Так до него не делали.

А то, что Дз. Вертов в последние годы долго работал над документальным журналом "Новости дня", это была его…

М. Мусина: Погибелью его это было. Я иногда даже говорю, что всю оставшуюся свою жизнь он работал над журналом, в котором не было ни слова киноправды. И это великое горе. В какой-то момент его просто отстранили от всего. Потому что с ним невозможно было договориться. Он не понимал, о чём с ним пытаются договориться. Слава богу, что он ещё не погиб, а продолжал жить. Но, с другой стороны, смотря, как жить. В своих дневниках в 1937 году он пишет: "Я согласен в муках родить свой фильм, но на фильм-выкидыш я пойти не могу". А в конце жизни он говорил, что ему страшно, если он вдруг умрёт, а фильмов не останется.

В 1949 году его подвергли обструкции на собрании ЦСДФ. В то время начиналась история борьбы с космополитизмом. И его выбрали как человека, которого не жалко и на которого можно спустить всех собак. Тем более что по всем параметрам он подходил. Схватились за фильм "Человек с киноаппаратом", которому в тот год было уже 20 лет. И просто-напросто объявили, что это политически вредный и чуждый фильм, и сам Дзига Вертов таким образом становился чуждым и политически вредным. И вот этот великий человек в 1949 году на том собрании каялся, признавал свои ошибки, признавал как ошибку все свои открытия, все свои фильмы. Это было просто страшно.

У Дзиги Вертова было одно удивительное свойство, о котором обычно не говорят. Он сам не очень много о нём писал. Дело в том, что в юности он увлекался поэзией и музыкой. И во многом это было связано с тем, что у него было какое-то особое восприятие мира. В каком смысле? На нас с вами в любую минуту обрушивается огромный шквал самых разных впечатлений: визуальных, звуковых, всякой другой информации.  И большую часть их наше сознание пропускает мимо себя, выделяя что-то одно.

У Дзиги Вертова есть несколько записей в дневниках, из которых ясно, что он воспринимал информацию совсем по-другому. На него весь этот шквал обрушивался, поэтому, думаю, он мог бы стать и композитором. Такое часто говорят про композиторов.

И вот в какой-то момент им овладела идея, что нужно это попытаться записать и зафиксировать, чтобы какофонию превратить в полифонию. Сначала он пытался это записывать стенографически. Потом он думал, что хорошо бы купить фонограф для записи звука. А затем, наконец, у него появился киноаппарат. Киноаппарат – это было именно тем, с помощью чего он мог записывать. А потом он начинает делать фильмы и пытается этот огромный шквал впечатлений всё время передавать в своих картинах, пытается их организовать.

Полностью беседу с гостьей- слушайте в аудиозаписи.

Человек с киноаппаратом

09:59
Архив