8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка" с Вадимом Тихомировым Познавательные

Эпизод

15 января 2018

Что сегодня делается для воспитания патриотизма у молодого поколения?

Патриотическое воспитание: какие сегодня существуют программы и стандарты, что в  них содержится? Какие выпускаются учебнки по истории, по каким стандартам? Что делается сегодня для воспитания патриотизма у молодого поколения?

Говорим об этом с Любовью Николаевной Духаниной, депутатом Государственной Думы, членом центрального штаба Общероссийского народного фронта и Евгением Юрьевичем Спицыным, историком, советником при ректорате Московского государственного педагогического университета.

"Впервые понятия "Родина" и "патриотизм" соединились в одно целое при Петре I, - рассказывает Евгений Юрьевич Спицын. - До Петра I дворянство служило только государю, а не отечеству. Впервые понятие о том, что служба дворянская - это служба отечеству, а государь на престоле - это слуга отечества - появилось в начале XVIII века. По мере развития российской государственности, российской империи, а затем Советского Союза возникает прямая связь между отечеством, государством, страной и понятием "патриотизм".

А как сегодня современные дети воспринимают такое понятие, как "патриотизм"? "Мы проводили опрос среди детей. На вопрос "что такое патриотизм?" дети ответили, что это прежде всего любовь к своей Родине и гордость за нее. Так говорят 75% опрошенных детей. Знание своей истории - 60%, готовность защищать свою Родину - почти 50%. Это очень важно - готовность к действию защищать свою страну", - говорит Любовь Николаевна Духанина.

"На протяжении советской истории мы видим, что народ не приучили любить свое государство, а только критиковать. Сейчас мы тоже видим любовь к краткосрочным проектам, - продолжает Любовь Николаевна Духанина. - Поэтому легче в нашей стране побеждать критикуя, а не побеждать содержательными идеями. Мы доверяем больше резкой критике, чем спокойному созиданию. Я думаю, мы все  должны об этом задуматься. Нужно чаще говорить о тех людях, которые делают много полезного для своей страны. И детей мы должны воспитывать на позитивных моделях социального поведения".

Как современные учебники истории воспитывают молодое поколение? "На сегодня принят единый историко-культурный стандарт по учебникам. Его можно критиковать, но главное - есть база, на основе которой можно работать, - считает  Евгений Юрьевич Спицын. - На этой базе уже созданы две линейки учебников. Третья линейка есть, но она не охватывает все классы. Но учебник - это лишь механизм, способ, который позволяет педагогу обучать детей. Это надо понимать".

"Еще важно не только говорить о патриотизме и формировать большое количество казенных слов, - говорит Любовь Николаевна Духанина. - Как проявлять патриотизм? Конечно, через конкретные действия, которые направлены на конкретных людей. Это могут быть и дети, и взрослые, и люди с особенностями здоровья, которым может быть трудно просто перейти дорогу. Практику конкретных действий - от малых до больших - должны осваивать наши дети, и они уже это делают. Нас и сейчас окружают герои - в наше время это герои войны с Сирии. О них нужно просто знать".

Кто будет интересно рассказывать об истории? "Нужно приложить огромные усилия к подготовке учительских кадров, - считает Евгений Юрьевич Спицын, - а для этого надо пересмотреть в том числе и федерально-образовательные стандарты исторического образования. И нужно уяснить: мы должны воспитывать не просто на истории, но на содержательной и правдивой истории. Нельзя допускать лживого материала".

Есть ли инициативы, проводимые властью для поддержки патриотизма в обществе? "В Государственной Думе существуют экспертные советы по различным направлениям, - рассказывает  Любовь Николаевна Духанина. - Очень активно работает экспертный совет по общему образованию и темой номер один является содержание школьного образования. Конечно, нельзя сокращать фундаментальные знания, в том числе по истории. И важна подача материала, нужно заинтересовать учеников, можно подавать материал сухо, а можно увлеченно. Еще мы стараемся повысить интерес к детским туристическим походам, экскурсионным поездкам для детей - к тому, что было популярно у советских школьников".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле.

общество россияне Россия патриотизм

Что сегодня делается для воспитания патриотизма у молодого поколения?

43:49
По будням
13:10
Следующий выпуск

Вторник, 17 июля

13:10

Дача как явление российской жизни
Гости программы – Татьяна Григорьевна Нефедова, социальный географ, доктор географических наук, главный научный сотрудник Института географии РАН; Дарья Валерьевна Давыдова, заведующая научно-просветительским отделом музея истории дачной культуры подмосковной Малаховки; Илья Насонов, главный архитектор дизайн-студии