8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка" Познавательные

Эпизод

22 февраля 2018

История трех секунд – реальные прототипы и съемки фильма "Движение вверх"

"Движение вверх" – российская спортивная художественная драма 2017 года режиссёра Антона Мегердичева. Фильм основан на реальных событиях и повествует о победе сборной СССР над сборной США в финальном матче мужского баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году

На протяжении 36 лет до этой роковой встречи сборная США была непобедимой. Никто не думал, что такого грозного соперника кто-то сможет победить. Однако тренер сборной СССР, несмотря ни на что, верил в свою команду и в результате смог заставить и самих игроков поверить в то, что они смогут совершить невозможное.

Гости программы – баскетболист, актер Александр Ряполов; кинокритик Давид Алексеевич Шнейдеров.

Что главное в спорте? Как снималось в фильме непрофесииональным актерам, спортсменам? Насколько все сдружились на съемочной площадке? Как получилось, что фильм сделал такой прорыв в отечественном кинематографе и собрал такие рейтинги?

"У меня есть основная профессия кроме спорта, – рассказывает Александр Ряполов. – Я считаю, что человек должен развиваться многогранно. Проблема российского спорта в том числе и в том, что считается, если спорт мешает школе, то надо бросать школу. В Америке тех же баскетболистов заставляют учиться, получать образование, диплом, этим они себе набирают балы. У нас профессиональные спортсмены не успевают учиться сначала в школе, потом не успевают поступить в институт, а если поступают, то толком не могут там учиться, в лучшем случае они вынуждены переходить на индивидуальный график обучения. Потом они получают диплом и "теряются" в "мирной" жизни: диплом есть, а знаний нет. Спортсмены – это личности, особенно те, которые достигают успехов в спорт. Обидно, что потом многие из них остаются не у дел. Были случаи, что великие спортсмены-баскетболисты, например, Владимир Ткаченко, таксовали.

С режиссером этого фильма я случайно познакомился на спортивной площадке. Никакого отношения к миру кино я не имел. Я считаю, мы сделали новый шаг в отечественном кинематографе. Мне посчастливилось поработать с великолепными актерами – Владимиром Машковым и Андреем Смоляковым Они часто работают в паре, у них замечательный творческий тандем, мы дружили на съемочной площадке, они – замечательные собеседники. Машков был нам всем товарищ, друг, брат.

Студия мне предоставила замечательного педагога из Петербурга – Игоря Матуза. Меня, не актера, нужно было подготовить к драматической роли. С Игорем Матузом мы работали в течение нескольких недель. К сожалению, он заболел и не дожил до конца съемок. Он смог разложить по полочкам всю актерскую теорию и работу с камерой. Я ему хотел сказать "спасибо", но, к сожалению, не успел, он для меня очень много открыл "дверей" в себе самом – это и раскрепощенность, и познание себя, и познание психологии людей".

"Быть в этой профессии без образования практически невозможно, – считает Кузьма Сапрыкин. – Были живые прототипы наших героев, это помогало и мешало нам одновременно. Они что-то советовали, рассказывали какие-то тонкости, подробности. Мешало это тем, что мы снимали художественный фильм, а не документальный. Было снято много дублей, столько материала не вошло в фильм... Это был уникальный проект, прошло уже больше двух лет с окончания съемок, но мы все до сих пор общаемся, дружим, мы стали единой командой как в фильме".

"На успех фильма повлияло много вещей, которые сложились воедино, совпали, – говорит Давид Алекеевич Шнейдеров. – Очень жаль, что эту историю не вспоминали много лет. Повлияла ситуация с подъемом патриотизма в обществе, в том числе на волне присоединения Крыма. К тому же, в конце декабря, во время проката фильма в кинотеатрах отсутствовали американские блокбастеры. Конечно, это профессионально сделанное кино. Непрофессиональные актеры получили краткое обучение, чтобы приступить к съемкам. Этому как раз не учат в театральных институтах, кино – другая технология, нежели театр. Для киноактера нужен специальный тренинг, не такой как в театре. В Америке есть актерские курсы, которые длятся от одного месяца до двух лет – это правильно, есть курсы-тренинги и их посещают даже известные актеры. Но для того, чтобы в России появилась киноиндустрия, такие коммерческие фильмы должны выходить раз в месяц".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

спорт Александр Ряполов кино общество "Движение вверх" Владимир Машков баскетбол

История трех секунд – реальные прототипы и съемки фильма "Движение вверх"

42:19
По будням
13:10
Следующий выпуск

Понедельник, 24 сентября

13:10