8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка"

Эпизод

15 марта 2018

Общество потребления: мировоззрение и способ жизни

Программу ведет Вадим Тихомиров.

Историческая дата: 15 марта – день потребителя. День прав потребителей приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1962 году. Тогда было дано понятие "потребитель" на высшем уровне .

Можно ли в современных условиях противостоять идеологии потребления? Почему бытовая техника выпускается со сроком годности год-два?

Гости программы – Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей, председатель Росконтроля; Ирина Леонидовна Корчагина, психолог.

Александр Борисов: Хочу поздравить всех с днем потребителя, потому что все мы потребители. 15 марта отмечается международный день прав потребителя. Если мы поодиночке будем отстаивать свои права, нам будет очень сложно, поэтому и сформировалась Всемирная организация потребителей и на основе ее были созданы законы.

Вадим Тихомиров: Если нужна защита прав потребителей, то кто на них нападает и почему?

Александр Борисов: Бизнес и производители – это такие же потребители, но в этой "войне" правда всегда пока еще на стороне производителей, потому что они обладают большими ресурсами.

Вадим Тихомиров: Что приносит больше всего прибыли – продажа нефти, газа или товаров народного потребления?

Александр Борисов: Конечно, продажа товаров народного потребления, более того, формируя общество потребления, бизнес формирует в нас потребительское поведение, чтобы мы покупали больше, лучше, дороже. Получается, если мы покупаем товары, то государство процветает. Политика и потребление – это государственная политика. Далее уже встает вопрос качества, мы должны покупать не только много продуктов, но и качественно лучших продуктов.

Вадим Тихомиров: По поводу качества. Я до сих пор помню из советского прошлого как майонез за пару дней портился. Помню негодования отца, что пиво "скисает" через два дня. Но это доказывало то, что все продукты были из натуральных ингредиентов, сделаны качественно. А что теперь хочет потребитель?

Александр Борисов: Потребителю хочется того же самого, но сегодня он хочет честности на этикетке. Если производитель использует те или иные ингредиенты, заменяет что-то – он должен информировать об этом покупателя. При этом, хочу заметить, мы не отказываемся и от сегодняшнего пива. Спрос рождает предложение. Если производитель нам поставляет такой продукт и мы его покупаем, значит он будет поставлять его и дальше. Если будет спрос на скоропортящиеся продукты, будет и другая политика. Почему сегодня в сметану кладут крахмал? Производители говорят: вы, потребители, требуете, чтобы 15-процентная сметана была густой, чтобы "ложка стояла".

Вадим Тихомиров: А одежда! Вспомните наших бабушек и дедушек, которые говорили: посмотри как костюмчик сидит, а ведь ему уже 30 лет! И все этому радовались. Сейчас, поносив костюм хотя бы один сезон, ко второму сезону все поедет по швам, зато есть шанс купить более модную вещь.

Александр Борисов: Многие говорят о заговоре производителей, которые специально делают так, чтобы вещи быстрее старели. Чтобы мотивировать нас покупать еще больше. Но с другой стороны, здесь есть и философский аспект. Давайте вспомним холодильники, которые мы приобретали в 62 или 72 годах и холодильники, которые производят сейчас. Какой работает лучше? Старые холодильтники гудели, гремели, их нужно было размораживать раз в неделю. И возникает вопрос: а нужен ли такой холодильник, нужны ли такие технологии? Может быть, нужно повышать качество своей жизни засчет новых технологий?

Вадим Тихомиров: Но если у меня холодильник может проработать 20-25 лет, то деньги, которые я все эти года тратил на покупку новых, более усовершенствованных моделей холодильников, я мог тратить на семью, на образование, на отдых.

Александр Борисов: Не факт, что вы захотите их потратить на образование... Может быть, вы захотите перенаправить этот поток – захотите пойти по новому тренду, купить новый модный костюм...

Мнение психолога, специалиста по социальной психологии Ирины Корчагиной:

"Психология в значительной степени влияет на покупку того или иного товара. Когда мы заходим в магазин, нами мунипулируют. Рекламщики знают наши страхи, сомнения, чаяния. Реклама помогает делать выбор, потому что приходя в магазин человек всегда испытывает стресс. Выбор – это всегда стресс. Мы идем бессознательно за продуктом, который у нас отложился по рекламе. И в магазин нужно ходить сытым! Спонтанные покупки считаются главными покупками в любом магазине. Как правило, это касается женщин. Все в торговле на это рассчитано – пошла за булочкой, купила шубу. Вся реклама построена на том, что рекламируется не продукт, а мечта о счастливой жизни, о красивой внешности. Как защититься? Могу посоветовать ходить за покупками со списком тех продуктов и вещей, которые необходимо купить. И строго ему следовать. Для тех, кто привык делать спонтанные покупки, заложить на это небольшую сумму и больше нее денег не расходовать. Другой вопрос, что сейчас сложно себя ограничивать, потому что у всех карточки, это тоже еще одна из форм выкачивания из нас денег".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

общество Росконтроль потребление Роспотребнадзор потребитель

Общество потребления: мировоззрение и способ жизни

28:15
Архив