8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка" Познавательные

Эпизод

14 мая 2018

Метро как градообразующая система

15 мая 1935 года состоялось открытие первой линии Московского метрополитена, и началось регулярное движение четырехвагонных поездов. Линия шла от станции Сокольники до Парка культуры с ответвлением на Смоленскую.

Почему метро не появилось в конце XIX века, ведь к тому времени были проекты? Почему первые станции метрополитена были спроектированы по принципу храма? Почему наш метроплитен отличается от метроплитена Лондона, Парижа и других мировых столиц? Как решалось когда и в каком городе СССР строить метро? В каких городах сейчас планируется строить новые станции метро?

Гость программы – советский и российский архитектор, президент Союза архитекторов России, главный архитектор ОАО "Метрогипротранс" Николай Иванович Шумаков.

"Еще в конце XIX веке думали о том, чтобы построить линию от Курского вокзала до Лубянки, – рассказывает Николай Иванович Шумаков. – Против выступило духовенство: негоже спускаться в преисподнюю. Но основной причиной того, что не реализовался проект метро в XIX веке, это отсутствие денег. Метрополитен – это дорогое удовольствие. Думали развивать трамвай. Но идея возрождения метро несмотря на сложности российской жизни преобладала над всеми другими темами. Так появилась знаменитая первая линия метрополитена.

Подземная структура города складывалась благодаря Генплану. Первый Генплан Москвы появился именно в 1935 году. Одной из основных составляющих его был метрополитен. Он строился под наземную сеть улиц и дорог.

Многие станции метро были построены по принципу храма. Курировал метрополитен Л.М.Каганович. Он произнес: "метро – дворец для народа", это и значит храм. На станциях мы наблюдали все атрибуты храма – большое светлое пространство, насыщенное декором, декоративным искусством. Был и своего рода "иконостас" – если вспомнить первые станции с одним входом, "иконостас" присутстваол в конце, в тупике станции. На станции Таганская стоял гигантский памятник Сталину, а вокруг суетились и толкались маленькие людишки. Гениальная задумка! Метро было в том числе и способом воспитания людей. В то время все основные глобальные проекты были направлены на то, чтобы показать величие, мощь нового российского государства.

Архитектура воспитывает человека, потому что она является частью культуры. Поэтому люди на разных станциях ведут себя по-разному. Метро в каком-то смысле стало создавать новую генерацию людей. Появились свои правила: нельзя бегать по эскалатору, нельзя заступать за определенную линию и т.д. Мы в то время сбрасывали валенки и меняли их на сапоги для того, чтобы пойти на праздник, а праздником был метрополитен. Апофеозом этой мощнейшей архитектуры стали 50-е годы, когда создавалась кольцевая линия. Последний всплекс перед падением архитектуры...".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

архитектура метро / метрополитен

Метро как градообразующая система

46:26
По будням
13:10
Следующий выпуск

Пятница, 17 августа

13:10

Медный всадник и пикник. Глупость или вандализм?
Эксперты эфира – Игорь Владимирович Молотов, публицист; Георгий Вартанович Франгулян, академик Российской академии художеств, скульптор