8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка" Познавательные

Эпизод

17 мая 2018

Преподавание истории в школе

В мае 1934 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК (Совет народных комиссаров) СССР "О преподавании отечественной истории в школах СССР". Говорим о преподавании истории в школе.

Что это было за постановление и почему СНК задумался об этом? Как надо преподавать историю? На чем в наше время строится преподавание истории в российских школах? Какие сейчас существуют программы и учебники по истории? Какие изменения были внесены в учебники истории в последнее время?

Эксперты в студии – советник ректора Московского педагогического университета Евгений Юрьевич Спицын; преподаватель истории школы им. Артема Боровика, член экспертной комиссии ЕГЭ по истории Юрий Альфредович Кожин.

"Еще в августе 1934 года выходило Поставновление ЦК "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школах", там было заявлено, что надо резко улучшить преподавание истории в школе, – рассказывает Евгений Юрьевич Спицын. – Там же содержалось поручение Наркомпросу РСФСР возглавить всю работу по созданию стабильных исторических учебников. В исполнение этого Постановления было созвано совещание, где было принято два принципиально важных решения: ускорить переиздание русской истории в самом сжатом очерке и поручить рабочей группе написать учебник по истории России и СССР. Но вышедшие образцы продолжали оставаться в русле того нигилистического отношения к истории, характерному для школы Покровского. Поэтому уже через год состоялось общесоюзное совещание историков, где было прямо заявлено, что необходимо полностью разорвать всякую нить с вульгарным социологическим подходом и возвратиться к преподаванию нормальной прагматической истории

История как научная дисциплина, как и другие дисциплины, стали развиваться только с XVIII века. Толчок этому дал Петр I, основав Петербургскую Академию наук. За неимением собственных ученых были приглашены главным образом немцы. Среди них были и проходимцы, и крупные ученые. Все вопросы по нашей истории тогда были в рамках узких научных споров. Сам Ломоносов и все школяры XVIII века учились на известном синопсисе, который писал Архимандрит Киево-Печерской лавры, ректор Киево-Братской коллегии Гизель. Там была заложена "матрица" русской истории. Киев – мать городов русских, прародитель русской государственности, прародитель русского христианства и т.д. Вот эта "матрица" куда более проблематична, чем норманская теория о происхождении Древнерусского государства. Под норманской проблемой скрываются куда более важные проблемы – это русская проблема, варяжская проблема, хазарская проблема.

С проблемой учебников по истории я столкнулся давно. Я все время ощущал нужность появления добротного учебника, который был бы "и уму, и сердцу".

"Единого учебника по отечественной истории нет, хотя он планировался, – говорит Юрий Альфредович Кожин, – но я считаю, что это невозможно. Сейчас учитель старших классов преподает историю опираясь во многом на собственный опыт, поскольку есть очень много спорных моментов в истории, и, конечно, опираясь на документы. В преподавании истории велика роль учителя, роль личности, насколько он сам понимает эпоху и как он ее пеподаст детям. В старших классах нужно вычленить самые важные, глобальные вопросы истории и, возможно, издать отдельное приложение исторических источников. Единого критерия в оценке преподавания истории нет, я сомневаюсь, что это возможно".

"Единый учебник по истории создать, безусловно, можно, – считает Евгений Юрьевич Спицын. – Этот опыт опробированный. Я преподавал отечественную историю всегда через призму историографии. В старшей школе вполне можно создать такой проблемный учебник и уйти от однолинейности и однозначных оценок. Тот историко-культурный стандарт, на базе которого была создана линейка учебников трех издательств, на самом деле – профанация. Задача не была выполнена. У нас сейчас их не проанализировали должным образом".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

история учеба школа учебники

Преподавание истории в школе

46:00

Евгений Спицын: "...что мы валандаемся с этим подонком Резуном!?"

00:36
По будням
13:10
Следующий выпуск

Четверг, 19 июля

13:10

Зачем нужно переименовывать улицы?
В студии – Евгений Юрьевич Спицын, историк, советник ректора Московского педагогического государственного университета