8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка" Познавательные

Эпизод

09 августа 2018

Культ Гумилева

Культ Гумилева. Личность Гумилева. Творчество. Роль в истории литературы. Мифы.

Культу Николая Гумилёва посвящено с десяток работ. Недавно в свет вышла книга Романа Тименчика "История культа Гумилева". В книге рассматривается шестидесятипятилетняя (с 1921 по 1986 год) история памяти о казненном поэте. Борьба намеков с умолчанием, несанкционированного цитирования – с запретом, самиздата – с подцензурной печатью составляет скрытую драматургию литературного процесса в словесности советского периода.

Почему этот поэт до сих пор интересен? Почему он стал знаковой фигурой в отечественной поэзии? За что пострадал Гумилев, что было в его творчестве такого, что настораживало советскую власть? С чем были связаны поездки Гумилева в Африку? Нужна ли современному человеку поэзия? Правда ли, что Егор Лигачев собирал стихи Гумилева?

Гости в студии – Роман Давидович Тименчик, автор книги "История культа Гумилева", историк литературы, литературовед, профессор Иерусалимского университета; Олег Андершанович Лекманов, доктор филологических наук, профессор факультета филологии Высшей школы экономики, профессор РГГУ; Николай Алексеевич Богомолов, литературовед, доктор филологических наук, заведующий кафедрой литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ

Олег Андершанович Лекманов считает, что несмотря на то, что литература сейчас потеснена Интернетом, телевидением, всегда найдутся люди, кому интереснее читать, чем смотреть в экран. "Среди них будут выделяться те, кому интересна поэзия Гумилева. Гумилев как раз подкупает своей внятностью, у него не сложная поэзия, в него нужно просто вчитаться. Он был акмеистом, это движение пропагандировало ясность".

Первое издание в советское время – тоже знаковая история? "Впервые Гумилева издали не в журнале "Огонек", я об этом тоже пишу в своей книге, а в газете "Литературная Россия", – рассказывает Роман Давидович Тименчик. – Тираж был небольшой и сама газета была не такой эффектной, как журнал "Огонек". Значимость этого события была распознана не сразу. Вообще, тогда, в апреле 1986 года, жили под лозунгом "Поживем – увидим".

Гумилев был расстрелян. Уже потом литераторы, цензоры, редакторы стали искать в его творчестве как бы "подтверждения" этому. Натянутость обвинения была очевидна на протяжении всех 45 лет, прошедших между казнью поэта и изданием его стихов в журнале "Огонек". Да, столкновение с пролетарскими поэтами началось в последние годы жизни Гумилева, выискивались в его стихах нотки монархизма, хотя они относились к стихам на античную тему.

Если говорить о романе Анны Горенко и Гумилева, то это были два человека, которые все время боролись за первенство. У Ахматовой это продолжалось до конца ее дней. Гумилев был для нее первым примером живого настоящего поэта. Это было в тот период, когда он за ней ухаживал, а она отвечала ему отказом. Потом, по ее мнению, все идеи акмеизма, все идеи несимволистской поэтики, простоты в поэзии Гумилева шли от его наблюдений над ее ранними поэтическими опытами и над поэзией Мандельштама. Это не очень убедительно для историка литературы, но очень важно для понимания самоощущения Ахматовой".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

история литература писатель/поэт Николай Гумилев

Культ Гумилева

31:05
По будням
13:10
Следующий выпуск

Четверг, 16 августа

13:10