8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Российский радиоуниверситет"

Эпизод

01 ноября 2018

О частушках, городском и деревенском фольклоре

Программу ведет Дмитрий Конаныхин.

В чёрном-чёрном городе, на чёрной-чёрной улице, в чёрном-чёрном доме… Где сейчас живут частушки? О городском романсе, солдатских окопных песнях, городских легендах, детских садистских стишках, стишках-«пирожках», «депрессняшках», почему из жизни народа уходят былины и героический эпос, чем городской фольклор отличается от деревенского, о всём многообразии современного феномена постфольклора мы говорим с ведущим отечественным фольклористом, научным руководителем Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ профессором РАНХиГС доктором филологических наук Сергеем Юрьевичем Неклюдовым.

"Есть две стороны понимания фольклора. Когда мы о нем говорим, то в голове сразу возникают стереотипы – сарафанчики, лапти, Бабки-ежки – ничего в этих стереотипах плохого нет, – считает Сергей Юрьевич Неклюдов. – Человеку, специально не занимающемуся фольклором, знать что-то больше, казалось бы, и не обязательно. Но фольклор – это часть национальной культуры. Эта культура отличается от всей остальной культуры тем, что она устная. Она передается исключительно по устным каналам, живет по своим правилам, неписанным законам, никем не регулируется. Это относится и к словесному фольклору, и к другим формам фольклора – обрядам, вышивкам, народному искусству.

Фольклор никогда не знает идентичных копий, когда мы поем частушки, каждый раз добавляется что-то новое, какая-то "отсебятина". Фольклор лишен авторства. Это жанр импровизационный. Фольклор вообще не знает фиксированных текстов. Фольклор – это не законченное произведение, не конечный "продукт". Традиционный фольклор связан с бытом, укладом жизни, хозяйственной деятельностью.

В городе стал формироваться свой фольклор со своими текстами. Ученые долго не желали его признавать, говорили, что он вульгарный, пошлый. Например, не признавали частушки, не признавали городские романсы. После начала 30-х годов, после "закручивания" идеологических гаек, изучение современного городского фольклора практически завершилось. Советская власть не очень любила и крестьянский фольклор, но с ним она как-то освоилась, но городской фольклор власти не нравился своей несистематичностью, неподконтрольностью, он рисовал совсем не тот портрет, который был нужен. До конца 80-х эта область практически оказалась под запретом. Если сделать скачок в более близкое нам время – в 90-е годы – можно скзаать, что ни один жанр из деревенских не воспроизвелся в городе. В 1996 году я в своей статье предложил это назвать "постфольклором", термин прижился...".

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.

история фольклор

О частушках, городском и деревенском фольклоре

47:31
Следующий выпуск

Понедельник, 19 ноября

13:10