+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
08.02.2017
8 Февраля 2017

Контрафакт в Сети

Гость второй части выпуска – эксперт по защите брендов, генеральный директор компании "Бренд монитор" Юрий Вопилов. Что такое контрафактные товары в сети? Как понять, покупаешь ли ты настоящий товар или подделку? Как вообще можно бороться с контрафактом в Интернете? Интервью записала журналист Софья Еркушова Интервью записала журналист Софья Еркушова.

Генеральный директор компании "Бренд монитор" (Brand Monitor или BMonitor) Юрий Вопилов.

Генеральный директор компании "Бренд монитор" (Brand Monitor или BMonitor) Юрий Вопилов. /фото с сайта poly.phys.msu.ru/

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Во второй части выпуска – беседа с экспертом по защите брендов, генеральным директором компании "Бренд монитор" (Brand Monitor или BMonitor) Юрием Вопиловым.

Разговор с  ним был посвящён тому, как найти оригинал одежды, аксессуаров или техники в Интернете и как не попасться на уловки мошенников и не купить что-то некачественное.

Интервью записала журналист Софья Еркушова.

Что такое контрафактные товары в сети? Как понять, покупаешь ли ты настоящий товар или подделку? Как вообще можно бороться с контрафактом в Интернете?

Ю. Вопилов: Сейчас вообще все продажи перетекают потихоньку в Интернет. И оригинальной продукции, и неоригинальной. Конечно, мошенники пытаются это использовать. Основным драйвером того, что контрафакт потихоньку перетекает в Интернет, является то, что покупатель контактирует непосредственно с товаром только на самой последней стадии, когда курьер уже привёз товар ему домой. И у него есть 3-5 минут для того, чтобы оплатить, посмотреть товар и убедиться, является ли он контрафактным или нет. Но практически никто, глядя на сайт, не может понять в большинстве случаев, является ли товар оригинальными или нет.

Думаю, что немногие смогут определить оригинал это или нет, если даже дать им этот товар в руки и на три-пять минут, потому что часто подделки бывают очень качественными.

Ю. Вопилов: Да, сейчас очень сильно развиваются производственные технологии, и подделки спортивной обуви, каких-то аксессуаров становятся очень высокого качества. Я недавно в руках держал подделку сотового телефона. Мне предложили два телефона: оригинальный и неоригинальный, и я с ходу сразу не смог определить, какой из них является оригинальным. И только, немного в них поиграв, понял.

Вы занимаетесь тем, что ищете контрафактную продукцию и убираете её из Интернета, как-то сайты удаляете?

Ю. Вопилов: Да. Мы ищем предложения контрафактной продукции в Интернете и стараемся заблокировать все точки продаж: сайты, различные паблики в социальных сетях, контекстную рекламу.

Вы ищете только контрафактную продукцию? А если сайт честно заявляет, что они не продают оригиналы, а продают копии, но очень высокого качества? Это относится к вашей деятельности или нет?

Ю. Вопилов: Конечно. На самом деле с точки зрения законодательства нет такого понятия, как "копия". Если товарный знак нанесён незаконно, не производителем продукции, то это продукция контрафактная, даже если пишется, что это копия или реплика. Это такое довольно частое распространённое заблуждение, что, если объявлено, что это реплика, то дальше можно лепить товарные знаки на продукцию, и это будет законно. Нет, это неправда. Любая продукция с использованием товарного знака неправообладателем – это контрафактная продукция.

В России сегодня не совсем распространено использование собственной платёжной карты в Интернете. И люди более старшего возраста частенько боятся это делать. Есть ли какие-то способы, чтобы помогают отличить сайты, продающие контрафактную продукцию?

Ю. Вопилов: Да. По нашему опыту, практически все сайты, которые продают контрафактную продукцию, зачастую очень похожи друг на друга. И их объединяет несколько единых принципов работы. К примеру, контрафактные сайты практически никогда не предоставляют покупателю возможности оплатить покупку пластиковой карточкой. Потому что сегодня всё электронные платежи очень хорошо отслеживаются. Ну а торговля контрафактной продукцией – это всё-таки незаконная деятельность, поэтому только за наличные, как правило, вы можете приобрести контрафактную продукцию.

То есть, если на сайте написано, что покупатель может приобрести товар только за наличные через курьера, то это можно считать первым признаком?

Ю. Вопилов: Да. Это такой весомый первый звоночек. Потому что все крупные интернет-сайты стараются потребителю дать максимальное количество удобных способов оплаты: и картой, и наличными, и через "Почту России", и как угодно. А на "контрафактных сайтах" всегда оплата курьеру только наличными. И ещё покупателю даже чек не выдадут.

Все мы много слышали о компаниях-однодневках, а есть такие же сайты-однодневки? Когда на них можно натолкнуться в Интернете и когда стоит быть внимательнее?

Ю. Вопилов: Сайты-однодневки выглядят примерно все одинаково. У них обязательно есть счётчик обратного отсчёта "До конца акции осталось 3 дня и 6 часов". Если вы увидели такой счётчик обратного отсчёта, то сразу бегите с этого сайта. Потому что я не видел ни одного легального сайта, где бы такой обратный отсчёт присутствовал.

Я искала моноподы, и действительно видела такое: "Только сейчас! Акция! До конца осталось 3 часа 49 минут. Купите по суперцене".

Ю. Вопилов: Практически вся продукция в сфере аксессуаров, одежды и обуви продаётся на таких сайтах со счётчиком обратного отсчёта. Ну и, кроме того, зачастую единственным методом заподозрить неладное является подозрительно низкая цена даже в рамках распродажи. Но и эта единственная подсказка того, что здесь может быть что-то неладно, нивелируется в периоды мощных распродаж. Например, во время "Чёрной пятницы" и "Киберпонедельника". В такие периоды времени особое внимание надо уделить структуре сайтов и информации, которая на них представлена.

То есть, в эти периоды и "правильные" сайты объявляют, что у них будет распродажа со скидкой до 70 до 80 процентов. Поэтому и стирается разница в ценах у них и у сайтов с контрафактной продукцией?

Ю. Вопилов: Да. Получается, что все в такие моменты продают товары с большими скидками. Мошенники используют это и пытаются продать как можно больше товаров, рекламируя себя больше и активнее.

А если говорить не о каких-то таких масштабных распродажах, а об обычном времени года, насколько процентов примерно может быть цена ниже у продавца контрафакта, чем в других магазинах, чтобы можно было заподозрить неладное? Увидела в магазине кроссовки за 4 тысячи, потом стала их искать в Интернете. И за сколько они там должны продаваться, чтобы стало понятно, что их не стоит покупать?

Ю. Вопилов: Обычно разница в ценах в разы. Но она сильно зависит от исходной стоимости товара. Бывает, например, продаются очень дорогие часы, оригинал которых стоит миллион. А где-то они продаются за 1500. Но здесь очевидная история. Если говорить про обувь, то цена обычно в 2-3 раза дешевле, чем во флагманских оригинальных магазинах сетей.

А можно ли на сайте бренда как-то посмотреть, кто является официальным дистрибьютером их продукции? Потому что я недавно заказывала электронное фортепиано и увидела две разных цены на двух сайтах. На одном цена была чуть ниже, а на другом она была, как у всех. И я специально зашла на сайт бренда посмотреть, и там мне сказали, что та компания, которая продавала их продукт по цене чуть ниже, является неофициальным дистрибьютером. То есть, у этой компании нет, получается, обслуживания от самой фирмы?

Ю. Вопилов: Тот способ, о котором вы говорите, является, наверное, самым действенным: зайти на сайт производителя, написать ему письмо и спросить, кто же действительно является их официальными продавцами. Думаю, что зачастую мы можете сильно удивиться их ответу. Потому что иногда даже интернет-магазины, которые вызывают очень большое доверие, оказываются неофициальными продавцами и предлагают очень низкий сервис.

Если говорить про электронное фортепиано, уверен, что там вряд ли был совсем контрафакт. Скорее всего, это были различные способы получения товара путём незаконного импорта и т.п. Просто это не был официальный интернет-магазин данного производителя. Это грозит покупателю низким сервисом, возможным отказом в случае попытки возврата товара, то есть, какими-то дополнительными хлопотами.

Да, поэтому я тоже решила всё-таки взять электронное фортепиано по цене, как у всех. А в каких сегментах сегодня больше всего встречается подделок?

Ю. Вопилов: Исторически лидером по объёмам и доле контрафактной продукции является индустрия спорта: спортивная одежда и спортивная обувь. Также очень высока доля фальсификата среди такой продукции, как газированная или минеральная вода, что очень неожиданно. Там процент фальсификата доходит до 50-60, а иногда и 70.

А с этим как-то справиться обычному потребителю можно?

Ю. Вопилов: Надо избегать покупок в сомнительных точках продаж. Практически в любом крупном магазине, сети супермаркетов всегда продукция оригинальная.

А магазины у дома – это всё-таки повод задуматься?

Ю. Вопилов: Если это вчера поставленная стихийно палатка и там вам продают какие-то газированные напитки или минеральную воду, покупать у них их очень рискованно, потому что доля фальсификата достаточно высока.

А если это магазин, в который я хожу с пяти лет?

Ю. Вопилов: Некоторые сайты-однодневки, как оказывается, могут существовать годами. Также и не совсем легальные точки продаж могут существовать годами и уходить от наказания.

Каковы современные тенденции в данной сфере? В 90-е годы и в начале 2000-х мы видели тоже много контрафактной продукции, но там в названии была изменена одна буква. Есть бренд, он очень известный и узнаваемый, и, заметив одну другую букву, люди понимали, что это подделка,  но, тем не менее, покупали. А сейчас встречаются такие вещи? Или всё-таки те, кто делают подделки сегодня, ничего не меняют в названии бренда не меняют, оставляя его написание в неприкосновенности?

Ю. Вопилов: Думаю, что такая тенденция потихоньку сходит на нет. Потому что всё-таки законодательство совершенствуется, и то, о чём вы рассказали, относится к понятию "сходство до степени смешения". То есть, даже если вы в названии бренда поменяете одну букву, защиту бренд этот не потеряет, потому что все равно изменённая надпись узнаваема и ассоциируется у пользователя с тем самым производителем и его продукцией. Поэтому такие хитрости потихоньку сходят на нет.

Теперь это стало незачем делать, ведь в любом случае это нарушение закона?

Ю. Вопилов: Да. В любом случае это нарушение закона, даже если вы достаточно сильно поменяете название, но у пользователя все равно будет возникать ассоциация с брендовым производителем.

У нас в России всё-таки, наверное, другой Интернет, чем во всём остальном мире. Мы разговариваем часто с экспертами, и те говорят о том, что всё-таки российский Интернет и мировой Интернет – это немного разные вещи. Как в мире защищают бренды и как в России это делают?

Ю. Вопилов: На самом деле инструменты, которые используются в досудебной части борьбы с контрафактной продукцией в Интернете, примерно одинаковы и в России, и в мире. Единственное отличие в том, что до России слабо дошла глобализация в Интернете, связанная с доминированием поисковой системы Google и сети Facebook. У нас вместо Google – "Яндекс", а вместо Facebook – "ВКонтакте". Плюс дополнительное отличие в том, что мы говорим на русском языке, а не на английском. Это всё мешает глобальным методам борьбы с контрафактом на российском рынке.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

В "Дорогой передаче" – певец, актёр Дмитрий Ермак

В "Дорогой передаче" – певец, актёр Дмитрий Ермак

Начало в 20:10 "Дорогая передача"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Сохраняя древние напевы… "Девять духовно-музыкальных сочинений" П. И. Чайковского

Сохраняя древние напевы… "Девять духовно-музыкальных сочинений" П. И. Чайковского

Начало в 21:10 "Альфа и Омега"

Анри Реньо

Анри Реньо

Начало в 21:35 "Галерея мастеров"

"Музыка про...". Эфир от 19.10.2019 (21:50)

"Музыка про...". Эфир от 19.10.2019 (21:50)

Начало в 21:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 19.10.2019 (22:10)

Эфир от 19.10.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Гитара в рок-музыке

Гитара в рок-музыке

Начало в 22:30 "Исповедь гитары". Встреча в студии "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Эфир от 19.10.2019 (23:10)

Эфир от 19.10.2019 (23:10)

Начало в 23:10 "На сцене и за кулисами"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 23:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

300 лет Леопольду Моцарту – отцу, наставнику и композитору

300 лет Леопольду Моцарту – отцу, наставнику и композитору

Начало в 00:10 "Барочная практика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Концерт Muse в Риме

Концерт Muse в Риме

Начало в 01:10 "Восьмая нота"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Альфа и Омега". Программа о духовной музыке

"Альфа и Омега". Программа о духовной музыке

Начало в 02:10 "Альфа и Омега"

Анри Реньо

Анри Реньо

Начало в 02:35 "Галерея мастеров"

"Музыка про...". Эфир от 20.10.2019 (02:50)

"Музыка про...". Эфир от 20.10.2019 (02:50)

Начало в 02:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Эфир от 20.10.2019 (03:10)

Эфир от 20.10.2019 (03:10)

Начало в 03:10 "От пролога к эпилогу"

«Федерико Феллини. Май 1964 года»

«Федерико Феллини. Май 1964 года»

Начало в 03:40 "Такой вот фокус"

Франсис Пуленк  "Человеческий голос"

Франсис Пуленк "Человеческий голос"

Начало в 03:50 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Посидим по-хорошему

Посидим по-хорошему

Начало в 04:10 Посидим по-хорошему

Эфир от 20.10.2019 (04:35)

Эфир от 20.10.2019 (04:35)

Начало в 04:35 "Фолк-альбом "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 05:10 Музыкальная программа

"Датский выбор"

"Датский выбор"

Начало в 05:30 "Датский выбор"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Эфир от 20.10.2019 (06:30)

Эфир от 20.10.2019 (06:30)

Начало в 06:30 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 07:10 Музыкальная программа

"Музыка про...". Эфир от 20.10.2019 (07:30)

"Музыка про...". Эфир от 20.10.2019 (07:30)

Начало в 07:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа