+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
10.01.2018
10 Января 2018

Виртуальность становится всё более реальной

Сегодня люди используют технологии виртуальной реальности практически уже повсеместно. Как это происходит? Чего ждать в будущем? Когда в нашей жизни явно появится параллельная реальность, в которой мы сможем параллельно жить, учиться и получать пользу? Гость программы – Александр Леус, директор Центра виртуальной реальности КРОК.

Виртуальная реальность.

Виртуальная реальность. /twpicture.com/

Александр Леус, директор Центра виртуальной реальности КРОК

Александр Леус, директор Центра виртуальной реальности КРОК https://www.croc.ru/about/expert/detail/66827/

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Тема: "Сегодня мы используем технологии виртуальной реальности практически уже повсеместно. Как это происходит? Чего ждать в будущем? Когда в нашей жизни явно появится параллельная реальность, в которой мы сможем параллельно жить, учиться и получать пользу?"

Гость программыАлександр Леус, директор Центра виртуальной реальности КРОК.

Невероятно интересная и перспективная тема. Кажется, мир проваливается в виртуальную  реальность. Или новая реальность выстраивается параллельно. Виртуальная реальность используется сейчас в таких тематиках, как образовательная, игры мы уже не берём в расчёт, медицина. Что ещё?

А. Леус: Вы сформулировали подход, которые позволяет определить инструмент виртуальной реальности, не как применительно, допустим, к медицине, к добывающей промышленности, к нефтегазовому бизнесу или нефтехимическому, а гораздо проще. Проанализировав большое количество запросов, которые к нам поступали за последнее время, мы выявили всего пять сфер, в которых виртуальная реальность может давать эффект при решении конкретных задач. Эти сферы: образование (профессиональное, университетское, школьное), инструменты для проектирования, инструменты для искусства (музеи, погружение в культуру), инструменты для продаж и инструменты для маркетинга. И из этих пяти сфер наиболее зрелой является именно сфера обучения и проектирования.

Что абсолютно логично. Потому что одно дело о чём-то прочитать, а другое дело – увидеть своими глазами и практически попробовать. И поэтому, когда дети проходят какую-то географическую тему, у них появляется возможность, надев VR-очки, подняться на Монблан самостоятельно и увидеть, что это такое. Это несколько другой эффект, нежели они бы прочитали об этом главу в учебнике.

А. Леус: Естественно, такой функционал появился не так давно. Если говорить о классическом применении технологии, то в 90-х – начале 2000-х годов технология виртуальной реальности в обучении понималась  несколько иначе. В первую очередь потребителями здесь были не школьники и преподаватели географии, а технологичные отрасли и опасные производства, в которых любые другие виды обучения затруднены в виду того, что эти процессы невозможно повторить.

Да, речь шла о симуляторах, когда лётчик учится взлетать. С этого, наверное, всё и начиналось?

А. Леус: Да. Одним из самых известных направлений применения виртуальной реальности в виде симуляторов в нашем понимании считается  всё-таки отработка последовательности действий и изучения каких-то предметов.

Ну и вот сейчас вы говорите о том, что VR-реальность, VR-инструменты будут использоваться и в бизнесе. Каким образом?

А. Леус: Казалось бы, виртуальная реальность на слуху только последние несколько лет. Однако эти технологии вошли в бизнес уже в начале 2000-х годов и уже применяются. Каким образом? Мы уже упомянули опасные производства, и здесь задача виртуальной реальности – не поднять осведомлённость человека, например, о каких-то объектах, не увеличить объём продаж, а контролировать риски. Это на текущий момент один из основных эффектов, которые позволяет достичь технология виртуальной реальности.

Приведу несколько примеров. Отказы устойчивых объектов, для которых необходимо обучать персонал. Технологии виртуальной реальности позволяют обучать людей в максимально приближенных к действительности условиях, не приостанавливая работу этого производства.

Ну, да. Мне очень нравится, конечно, тема с искусством. Вот когда ты можешь посетить, по сути, любой музей, не выходя из дома, любой, оцифровали, кстати, Зал Юпитера в Эрмитаже, и теперь любой может посетить его и изучить с помощью очков виртуальной реальности, где бы вы ни находились, из любой точки мира. Вы уже попробовали?

А. Леус: Мы попробовали и попробовали и в качестве исполнителей, и в качестве пользователей.

В качестве пользователя получили удовольствие?

А. Леус: Естественно. Это ещё один формат обучения. Только здесь мы говорим не о высокотехнологичных объектах, а о предметах искусства, о которых тоже нужно узнавать. И до недавнего времени узнавать можно было, только приехав в такие ведущие музеи, как Эрмитаж. Не так давно мы завершили большой цикл работ по оцифровке музейных экспонатов. Это достаточно ёмкий процесс, и задача была нетривиальной, поскольку для визуализации объектов нетехнических ключевой идеей является именно передача вида объекта, как он есть на самом деле. Здесь невозможно применять какие-то упрощения, допущения, как в технологиях, которые определяют задачи. Здесь нужно передавать визуально образ объекта, максимально соответствующий  оригиналу.

Как будет дальше развиваться виртуальная реальность и её присутствие в  нашей жизни? Ваш прогноз на будущее?

А. Леус: Вы упомянули про возможность посещать музеи из дома. Здесь есть некоторые, с одной стороны, возможности, а с другой стороны, ограничения. Технологии виртуальной реальности точно так же, как и компьютерные технологии, стремительно развиваются, и виртуальная реальность для пользовательского сегмента по сравнению с технологиями для бизнеса, находится  на начальном этапе развития. И в магазинах мы не так давно начали видеть шлемы виртуальной реальности и компьютеры, однако они появляются. На текущий момент стоимость этих пользовательских устройств достаточно высока, но со временем их цена будет падать. На наш взгляд, в ближайшие 4-5 лет стоимость домашних компьютеров и очков приблизится к доступной практически всем пользователям, у которых на текущий момент есть компьютер.

Представляете, какие возможности открываются? Возможности путешествий, возможности образования. Это очень интересно. А вот такой психологический момент вы не обсуждали с коллегами, как люди воспринимают эту параллельную жизнь? Есть какой-то психологический барьер?

А. Леус: Сегодня мы изучаем большое количество исследований, и в открытых источниках больше исследований, как раз касающихся больше именно психологии и философии виртуальной реальности. Хотелось бы, чтобы исследований по технологиям тоже становилось больше.  Не берусь здесь, как эксперт, оценивать переход в параллельную виртуальную реальность, однако многие утверждают, что это сродни некоей телепортации.

Раз и перелетел в другой город.

А. Леус: В данном случае мы остаёмся здесь и сейчас, а технология нам позволяет умственно посещать какие-то другие локации.

Сейчас среднестатистический пользователь смартфона полтора часа суммарно проводит в социальных сетях в течение дня. Мне кажется, что лет через пять появится и другая статистика, сколько времени среднестатистический пользователь VR-устройств будет проводить в виртуальной реальности. Что вы думаете по этому поводу?

А. Леус: Наверняка такое возможно. Но в первую очередь нужно понять зачем.

Зачем проводить или зачем оценивать?

А. Леус:  Зачем проводить, а потом уже оценивать, сколько человек времени провёл, занимаясь теми или иными задачами. Ведь социальные сети сейчас решают тоже огромное количество задач. Это и общение, и в  работе мы применяем социальные сети, и во время обучения точно так же обмениваемся информацией через них.

Главное – просто не завязнуть в этом. Чтобы то, что полезно, не стало вредным.

А. Леус: Для этого необходимо неким образом эти технологии стандартизировать, и обычным пользователям, которые не сталкиваются в своей работе и повседневной жизни с технологиями виртуальной реальности, доступным языком объяснять, что это такое.

И хотелось бы внести немного ясности и рассказать о технологии виртуальной реальности с точки зрения пользователя. Потому что технология виртуальной реальности все очень по-разному воспринимают. Для пользователя сегодняшнего дня виртуальная реальность – это, по сути, виртуальные очки, которые мы видим в магазинах, рекламу которых мы видим по телевизору, в Интернете. На самом деле технология виртуальной реальности представляет собой массу различных технологий. Это могут быть и экраны, и помещения, и комнаты. И для бизнес-пользователей это совсем другие вещи. Это не очки. В любом случае технология виртуальной реальности – это пространство, в котором мы можем получать некую информацию и можем влиять на эту информацию со своей стороны.

Инструменты, которые меняют пространство, в котором мы находимся.

А. Леус: Виртуальное пространство, не реальное, слава богу.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

Эфир от 31.05.2020 (16:35)

Эфир от 31.05.2020 (16:35)

Начало в 16:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Александр Рекемчук "Мальчики". Продолжение

Александр Рекемчук "Мальчики". Продолжение

Начало в 17:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

"Пикник" в студии "Радио России"

"Пикник" в студии "Радио России"

Начало в 18:10 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

"Я помню..."  Анатомия памяти

"Я помню..."  Анатомия памяти

Начало в 19:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

"Акустика"

"Акустика"

Начало в 20:10 "Акустика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 21:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 31.05.2020 (22:10)

Эфир от 31.05.2020 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Шекспир. Смуглая леди сонетов

Шекспир. Смуглая леди сонетов

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Джироламо Савонарола и его последователь на Руси

Джироламо Савонарола и его последователь на Руси

Начало в 23:10 "Частная коллекция"

Эфир от 31.05.2020 (23:35)

Эфир от 31.05.2020 (23:35)

Начало в 23:35 "Голоса и звуки Земли"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Александр Пушкин "Арап Петра Великого" . Серия 1-я

Александр Пушкин "Арап Петра Великого" . Серия 1-я

Начало в 00:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 00:25

Эфир от 01.06.2020 (00:35)

Эфир от 01.06.2020 (00:35)

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Педиатрия: наши дети в условиях пандемии коронавируса

Педиатрия: наши дети в условиях пандемии коронавируса

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

Эфир от 01.06.2020 (02:25)

Эфир от 01.06.2020 (02:25)

Начало в 02:25 "История из истории"

Мишель Бюсси  "Время – убийца". Серия 1-я

Мишель Бюсси "Время – убийца". Серия 1-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Филипп Майер  "Американская ржавчина". Серия 34-я

Филипп Майер "Американская ржавчина". Серия 34-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 03:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 04:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа