+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
14.12.2005
14 Декабря 2005

Передачи не только для детей

Ведущий программы "Портреты известных невидимок" Л. Азарх представляет слушателям автора детских программ на "Радио России" Жанну Матвеевну Переляеву

Название "Портреты известных невидимок" сокращенно выглядит так – ПИН. Потому всякий раз я ввожу специальный пин-код: Ж.М.П. – Жанна Матвеевна Переляева

- Жанна Матвеевна, вы ведете передачи для детей. А помните ли вы, чем было радио лично для вас, когда вы сама были маленькой и слушали детские передачи?

ПЕРЕЛЯЕВА: В самом глубоком детстве я не помню, какие передачи любила, а вот уже в подростковом возрасте для меня много значила передача "Ровесники" Игоря Дубровицкого. И когда я потом оказалась в детской редакции Всесоюзного радио (туда я попала случайно), то первый человек, на которого я хотела посмотреть, был Игорь Дубровицкий. Хотя сама я пришла работать в "Пионерскую зорьку".

- А Владимир Орлов работал?

ПЕРЕЛЯЕВА: Да, Владимир Орлов работал, и, конечно же, Николай Литвинов работал, которого дети всей страны знали по его уникальному голосу. Но все-таки для меня "Ровесники" перекрывали все другие детские передачи.

Жанна Матвеевна Переляева

- Итак, вы всю жизнь посвятили детскому вещанию?

ПЕРЕЛЯЕВА: Это слишком громко сказано. Что значит посвятила? Может быть, это единственное, что мне интересно делать, что я умею делать. Хотя, когда я пришла на радио работать, долго комплексовала, так как не могла взять в толк, что я делаю, за что мне деньги платят, ведь я только слушаю и говорю.

Я долго металась. Признаюсь вам честно, закончив филологический факультет и имея профессию учителя русского языка и литературы, я метнулась один раз и ушла на целый год на преподавательскую работу. Правда, очень скоро поняла, что это не мое. Наверное, я уже заболела микрофоном, редакционной и студийной атмосферой, тем колдовством, которое существует в студии во время передачи, как сейчас: я, вы, звукорежиссер за стеклом.

Знаете, я человек очень застенчивый, и если меня попросят выступить на публике, наверное, в обморок от страха упаду. А вот, сидя здесь, я совсем не думаю о том, что имею наглость рассказывать что-то шестидесятимиллионной аудитории.

А что касается детей? Мне часто задают вопрос мои друзья, почему ты все время работаешь для детей? Это можно было понять, когда мы были молодыми. Но сейчас не пора ли сменить направление? Нет, не пора. Дело в том, что дети, самые живые, самые нормальные среди людей, самые настоящие.

- Как вы полагаете, нынешняя детвора отличается от той, когда вы были маленькой?

ПЕРЕЛЯЕВА: Маленькие дети – нет. Они начинают отличаться после 15-16 лет, когда становятся социальными. Вы абсолютно правы, дети другие, но у них другая жизнь, другой мир, поэтому и они другие. Это все понятно.

- Вас ничто не смущает в современной молодежи?

ПЕРЕЛЯЕВА: Меня многое смущает в молодежи любого времени. Но вот что я хочу сказать. Каждый человек выбирает свой круг. И среди нынешней молодежи есть люди, которые мне очень не нравятся, а есть такие, от которых я прихожу в восторг. Но так было и раньше. Может быть, это было не так ярко. Я допускаю, что раньше они были скрытными. Сейчас молодежь чувствует себя свободной, некоторые смело могут сказать: "Я колюсь!" или "Я пью!". Можно допустить, что раньше молодые люди делали то же самое, только даже под пытками не признались бы в своих проступках. Я знаю только одно, что и от нас с вами много зависит, какими они будут.

- Безусловно. Но от вас тем более. Это очень сложная, на мой взгляд, профессия.

ПЕРЕЛЯЕВА: Это придумала не я: литература взрослая и детская, и все, что делаем мы, - искусственное разделение: вот это - для детей, а это - для взрослых. Когда я делаю программу для маленьких детей, я все равно думаю о взрослых. Кстати, Маршак еще говорил, что хорошая детская книжка отличается от всех других тем, что она нравится ребенку и умному взрослому. Если книжка нравится только ребенку, это плохая книжка. Если книжка нравится только взрослому, это совершенно взрослая книжка.

- Я прихожу в восхищение уже только от заголовков ваших передач "Колобок и два жирафа", "Трям, здравствуйте", "Безумное чаепитие", "Летающий диван"...

ПЕРЕЛЯЕВА: Я люблю играть. По моему глубокому убеждению, человека легче всего сформировать во время игры. Стыдно признаваться (мне уже много лет), что мне скучно просто идти по улице. Я выхожу из дома и даю себе задание, что сейчас буду выбирать и коллекционировать самые нелепые головные уборы. И вот я иду до метро и их собираю. И, если мне удается встретить пять, шесть, семь, смешных шляп, то меня впереди ждет удачный день.

В моих передачах очень много серьезного и много серьезных людей. Кстати, все детские писатели – потрясающие люди. Борис Заходер, Генрих Сапгир, не будем говорить о Маршаке и Чуковском – все они писали не только для детей, но и для взрослых.


Ансамбль  Дмитрия Покровского

Ансамбль  Дмитрия Покровского

Начало в 00:35 "Фолк-альбом "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Джузеппе Верди "Аида" Часть 1-я

Джузеппе Верди "Аида" Часть 1-я

Начало в 01:10 "Ночь в опере"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

Изобретение

Изобретение

Начало в 02:10 "Поэтический минимум"

Чем Тула Кавказу близка?

Чем Тула Кавказу близка?

Начало в 02:30 "Кавказский акцент"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Музыка на "Радио России"

Музыка на "Радио России"

Начало в 03:10 Музыка на "Радио России"

Эфир от 28.03.2020 (03:30)

Эфир от 28.03.2020 (03:30)

Начало в 03:30 "Неизвестная планета"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Анимационный мюзикл "Тролли. Мировой тур"

Анимационный мюзикл "Тролли. Мировой тур"

Начало в 04:10 "Мюзик-холл"

"Ни пуха, ни пера". "Ни пуха, ни пера"

"Ни пуха, ни пера". "Ни пуха, ни пера"

Начало в 04:35 "Ни пуха, ни пера"

"Музыка про...". Эфир от 28.03.2020 (04:50)

"Музыка про...". Эфир от 28.03.2020 (04:50)

Начало в 04:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Эфир от 28.03.2020 (05:10)

Эфир от 28.03.2020 (05:10)

Начало в 05:10 "Ключевые знаки"

Бетховен. Финал 2-го концерта для фортепьяно. Rondo "all’Haydnese"

Бетховен. Финал 2-го концерта для фортепьяно. Rondo "all’Haydnese"

Начало в 05:40 "Кубок интерпретаций"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Эфир от 28.03.2020 (06:30)

Эфир от 28.03.2020 (06:30)

Начало в 06:30 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Эфир от 28.03.2020 (07:10)

Эфир от 28.03.2020 (07:10)

Начало в 07:10 "Мир российской усадьбы"

О законе экономии речевых усилий

О законе экономии речевых усилий

Начало в 07:30 "Как это по-русски?"

Музыка на "Радио России"

Музыка на "Радио России"

Начало в 07:45 Музыка на "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Эфир от 28.03.2020 (08:10)

Эфир от 28.03.2020 (08:10)

Начало в 08:10 "Урок мужества"

Эфир от 28.03.2020 (08:25)

Эфир от 28.03.2020 (08:25)

Начало в 08:25 "Аурум" (Aurum Inutile)

Эфир от 28.03.2020 (08:30)

Эфир от 28.03.2020 (08:30)

Начало в 08:30 "Голоса и звуки Земли"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Субботнее начало

Субботнее начало

Начало в 09:10 "Хорошее начало"

"Доверительный разговор"

Начало в 09:45

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Субботний калейдоскоп

Субботний калейдоскоп

Начало в 10:10 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Выбор Ольги Русановой. Спецвыпуск к 180-летию П.И.Чайковского

Выбор Ольги Русановой. Спецвыпуск к 180-летию П.И.Чайковского

Начало в 11:10 "Музыка в событиях"

"О животных" с Иваном Затевахиным. Птичьи семьи

"О животных" с Иваном Затевахиным. Птичьи семьи

Начало в 11:30 "О животных" с Иваном Затевахиным

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Максим Дунаевский: "Отец собирался написать оперу на либретто Михаила Булгакова"

Максим Дунаевский: "Отец собирался написать оперу на либретто Михаила Булгакова"

Начало в 12:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа