+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
08.11.2019
8 Ноября 2019

Тим Райс: невидимая звезда мира мюзиклов

Говоря о каком-либо мюзикле, обычно упоминают только фамилию композитора. Но есть человек, который внёс в написание этих замечательных произведений вклад не меньший, чем авторы музыки. Это поэт Тим Райс, который отпраздновал свой 75 день рождения.

Британский поэт, автор текстов ко многим мюзиклам Тим Райс (Tim Rice)

Британский поэт, автор текстов ко многим мюзиклам Тим Райс (Tim Rice) /фото wikipedia.org/

Вы никогда не замечали, что, говоря о каком-либо мюзикле, мы, как правило, упоминаем только фамилию композитора. Например, “Иисус Христос суперзвезда” Эндрю Ллойд Уэббера, или “Король Лев”, Элтона Джона, или “Шахматы”Бенни Андерссона и Бьёрна Ульвеуса…

Тогда как есть человек, который внес в написание этих замечательных произведений вклад отнюдь не меньший, чем авторы музыки. Это – поэт Тим Райс (Tim Rice). Однако в мире шоу-бизнеса литератор, как правило, остается в тени композитора, режиссёра и актёров. Сегодня мы отчасти постараемся исправить эту историческую несправедливость. Тем более, есть повод. 10 ноября сэр Тимоти Майлз Биндон Райс отпраздновал свой 75-й день рождения.

Родители мечтали, чтобы Тим Райс унаследовал профессию отца и стал юристом. Собственно, в одной из юридических контор Оксфорда он и начал свою карьеру. Впрочем, удовольствия это юноше не доставляло, поскольку он мечтал связать свою жизнь с музыкой. Причём сначала в качестве певца, поскольку Тим обладал хорошим голосом. Ещё одним его увлечением стала поэзия. К двадцати годам у молодого человека скопилось довольно много стихотворных экзерсисов. Не было только композитора, который мог бы превратить их в песни.

Как-то на работе Тим разговорился с коллегой – юристом Дезмондом Эллиотом, представлявшим интересы молодого композитора по имени Эндрю Ллойд Уэббер. Тот как раз искал поэта для создания музыкального спектакля. Кстати, если вы думаете, что он назывался “Jesus Christ Superstar”, то глубоко ошибаетесь, поскольку до написания этого шедевра в то время ещё было очень далеко. Первая совместная работа двух будущих классиков мюзикла называлась “Такие, как мы”, и её отказались ставить даже в провинциальном Оксфорде. Что касается их второго спектакля “Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов”, то его согласились сыграть только члены драматического кружка в лондонской школе Колет корт (Colet Court). Впрочем, Эндрю и Тим все равно обрадовались! Им было приятно работать вместе, они прекрасно понимали друг друга. К тому же Райс уже в юности прекрасно владел искусством подтекстовки. Это когда слова точно ложатся на мелодию, ведь сначала пишется музыка. Так что мюзикл-притча “Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов” был только началом.

Ну а затем появился он – “Jesus Christ Superstar”, рок-опера всех времён и народов. Самое удивительное в создании этого мощнейшего произведения – это, пожалуй, молодость его авторов. Тиму Райсу в то время было 26 лет, а Эндрю Ллойд Уэбберу и того меньше – 21. Создать рок-оперу по мотивам… Нового завета о последних семи днях жизни Христа – мысль дерзновеннейшая! Впоследствии соавторы признавались что, став старше, они попросту на это не решились бы.

Основную идею произведения можно передать с помощью одной из цитат рок-оперы: “Снять с человека одежды мифа”. Все получилось неожиданно легко! Но вот дальше? Дальше начались сложности. Вот как сам Тим Райс рассказывал об этом Би-би-си в фильме “История популярной музыки”.

Тим Райс и Ллойд Уэббер во время вручения им платинового диска за рок-оперу в 1973 г.

Т. Райс: Когда мы писали "Суперзвезду", мы считали, к чёрту правила, долой Ричарда Роджерса, хотя он – гений, давай делать то, что любим мы. Мы оба были фанатами рока и решили, что нужно писать то, что мы бы сами купили, если бы это сочинил кто-то ещё. Но договориться о театральной постановке мы не могли. Желающих не было. Поэтому мы были вынуждены записать пластинку. Мы считали, что это не лучший способ для запуска шоу, но получилось здорово. Пришлось многое выкинуть, уложиться в 80 минут, чтобы уместить это на двойном альбоме. И всё получилось очень сжатым. Ведь все мюзиклы затянуты. Мы выкинули все диалоги, потому что не хорошо, когда люди разговаривают на пластинке, тогда её никто не будет слушать во второй раз, будет скукотища. Мы сделали всё под оперу, решили, что диалоги всегда можно будет вернуть, если кто-то захочет сделать спектакль. Но именно оперный формат был одной из причин успеха. Если бы мы писали "Суперзвезду" для театра, если какой-нибудь дальновидный продюсер сказал нам: да, это может стать хитом, я дам вам этот театр, мы бы взяли тогда обычный оркестр, и получилось бы вполне стандартно. Ну, продержался бы он месяц в каком-нибудь Плимуте, тем бы всё и кончилось. Но раз мы делали пластинку, мы подумали: давай пригласим рок-группу, нужно сделать классный диск, чтобы какая-нибудь вещь стала хитом.

В результате шлягерами стали все 23 песни рок-оперы. Случай уникальный! Музыка действительно великолепна, но ведь и стихи ей не уступают! Тонкие, глубокие, и в то же время очень лёгкие и понятные.

Слушай, Джизус, оглянуться пора,
Ты поверь, я хочу нам добра,
Но раскрой глаза, неразумно же
Брести назад.
За тобой идет толпа,
Но толпа всегда слепа,
Жаждет в рай, а попадает в ад!”

Так пел Иуда в знаменитой песне “За тобой идет толпа”.

В 1976 году Э. Ллойд Уэббер и Т. Райс подарили миру ещё один знаменитый спектакль – “Эвиту”. Кстати, идея его создания принадлежала именно Тиму. В октябре 1973 года он ехал в машине и случайно услышал окончание радиопрограммы об Эве Перон, жене аргентинского диктатора Хуана Перона (Juan Peron).

История об этой красивой, умной и коварной женщине чрезвычайно заинтересовала Т. Райса. Он поделился идеей с Эндрю Ллойд Уэббером. Тот подумал и согласился. После этого Т. Райс отправился в Аргентину собирать материал. Правда, к официальным архивам и источникам он обратиться не рискнул, поскольку его и Э. Ллойд Уэббера в этой южноамериканской стране не жаловали. Перед спектаклем “Jesus Christ Superstar” в Буэнос-Айресе фанатичные католики даже сожгли театр, где была назначена премьера. Тем не менее, поэт съездил в Аргентину не зря. Он узнал массу интересного об Эвите Перон. Эти материалы и легли в основу будущего мюзикла!

Премьера “Эвиты” прошла Лондоне 21 июня 1978 года, разумеется, с успехом. Причем главную роль играла возлюбленная Тима Райса – Элейн Пейдж. Говорят, что Э. Ллойд Уэббер тоже добивался её благосклонности, но тщетно. Тогда между Т. Райсом и Э. Ллойд Уэббером впервые “пробежала чёрная кошка”.

Ну а разрыв произошел позже, когда Э. Ллойд Уэббер работал над своим следующим спектаклем “Cats”. Участие либреттиста в этом проекте на стихи Томаса Элиота не требовалось. Но нужно было написать одну балладу. Речь шла о знаменитой "Memory". Что Тим Райс и сделал, как всегда быстро и качественно. Э. Ллойд Уэбберу стихи понравились, однако проблема заключалась в том, что режиссёр спектакля Тревор Нанн представил свою версию текста, и в итоге на ней и было решено остановиться. Нетрудно догадаться, что это повлекло за собой огромную обиду со стороны Т. Райса и разрыв с Э. Ллойд Уэббером. Так распался легендарный дуэт соавторов, и каждый из них пошёл своей дорогой.

В 1981 году Тим Райс побывал в Италии в Мерано на матче за звание чемпиона мира по шахматам между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Там у него и родился замысел мюзикла о шахматах и временах “холодной” войны – “Chess” ("Шахматы"). Не последнюю роль здесь сыграло и его знакомство с Анатолием Карповым. Кстати, самому знаменитому шахматисту этот мюзикл очень нравится.

Карпов: Автор – мой хороший знакомый, это Тим Райс. В 1981 году он был на матче на первенство мира в Италии, в Мерано, когда я сражался с Корчным. И вот его впечатления легли в основу мюзикла “Chess”. Очень интересное, увлекательное содержание и замечательная музыка. Естественно, что там есть политические моменты, есть много чего наигранного. Просто человек, как он это видел в 1981 году, будучи гражданином Великобритании, так он это и представил. Ну что ж, он имел на это право. Очень трудно внутренний мир шахматиста в ходе борьбы на высшем уровне передать понятным образом. Но все равно это получилось. Знаете, это одно из немногих гениальных произведений на шахматную тему.

Над мюзиклом “Chess” Т. Райс работал вместе с "аббовцами" – Бенни Андерссоном и Бьёрном Ульвеусом. Кстати, в 1982 году эта троица для сбора материала даже побывала в Москве. В Лондоне мюзикл ждал успех, а вот на Бродвее – полный провал. Многие обвиняли в этом именно Т. Райса. Сюжет, по мнению некоторых критиков, был очень запутанным, а временами и невнятным. Впрочем, многие песни из мюзикла (и этого не отрицал никто) были очень хороши. Взять хотя бы знаменитый дуэт Светланы и Флоренс.

Вообще Тим Райс, как он сам признаётся, ни минуты не может сидеть без работы. Он сотрудничал с Клиффом Ричардом и Фредди Меркьюри, Клодом-Мишелем Шёнбергом и Вангелисом, Фрэнсисом Леем и Полом Маккартни…

В 80-х годах он написал либретто для множества мюзиклов. Но справедливости ради следует сказать, что ни один из них не мог сравниться по популярности с той же “Эвитой” и “Шахматами”, не говоря уже о “Jesus Christ Superstar”.

Однако в середине 90-х годов студия Дисней заказала Т. Райсу тексты песен для музыкального мультфильма “Король Лев”. Музыку писал Элтон Джон. Сотрудничество двух мэтров принесло блестящие результаты. Мультфильм собрал в прокате более 200 миллионов долларов. Песня “Can You Feel The Love Tonight” удостоилась "Оскара". Ну а затем на основе анимационного фильма “Король Лев” был создан бродвейский мюзикл.

Сотрудничество со студией Дисней Тим Райс продолжил благодаря работе с американским композитором Аланом Менкеном . На их счету чудесные песни для музыкальных анимационных фильмов "Красавица и Чудовище" и "Аладдин". Успех этих лент был столь велик, что по их мотивам были созданы сценические бродвейские мюзиклы. Особым успехом пользуется "Красавица и Чудовище". Сейчас этот спектакль идёт в Москве в театре "Россия", причём уже во второй раз.

Ну и конечно, рассказ о творчестве Тима Райса, который 10 ноября отметил 75-летие, был бы неполным без упоминания ещё одного совместного проекта сэров Тима Райса и Элтона Джона – мюзикла "Аида" по… мотивам оперы Джузеппе Верди. Фрагментом из этого сценического хита мы и простимся.

До следующей недели следующего мюзикла!

Советская власть: проверка на прочность

Советская власть: проверка на прочность

Начало в 02:25 "История из истории"

Дина Рубина. Наполеонов обоз. Книга 3. Ангельский рожок. Серия 3-я

Дина Рубина. Наполеонов обоз. Книга 3. Ангельский рожок. Серия 3-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Валентин Пикуль "Каторга". Серия 24-я

Валентин Пикуль "Каторга". Серия 24-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Эфир от 13.12.2019 (03:35)

Эфир от 13.12.2019 (03:35)

Начало в 03:35 "Музыкальная литература"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Продолжаем слушать рок-новинки

Продолжаем слушать рок-новинки

Начало в 04:10 "Восьмая нота"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Александр Грин "Бегущая по волнам". Часть 5-я

Александр Грин "Бегущая по волнам". Часть 5-я

Начало в 05:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 05:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

"Лёгкая" простуда? Не будем легкомысленны!

"Лёгкая" простуда? Не будем легкомысленны!

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

Горький шоколад и "гормон счастья"

Горький шоколад и "гормон счастья"

Начало в 06:30 "Обрати внимание"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 06:35 Музыкальная программа

"Музыка про...". Эфир от 13.12.2019 (06:45)

"Музыка про...". Эфир от 13.12.2019 (06:45)

Начало в 06:45

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Утренние новости

Утренние новости

Начало в 07:10 "Сигналы точного времени"

Сайт для незрячих "Опиши мне"

Сайт для незрячих "Опиши мне"

Начало в 07:30 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

40% россиян не доверяют врачам

40% россиян не доверяют врачам

Начало в 08:10 "Сигналы точного времени"

Интерес к высоким технологиям в России проявляет только крупный бизнес

Интерес к высоким технологиям в России проявляет только крупный бизнес

Начало в 08:35 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Что теперь смотреть в искусстве?

Что теперь смотреть в искусстве?

Начало в 09:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Литературные итоги года и десятилетия

Литературные итоги года и десятилетия

Начало в 10:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

"С миру по песне"

Начало в 11:10

Юлиан Семенов "Третья карта". Серия 27-я

Юлиан Семенов "Третья карта". Серия 27-я

Начало в 11:30 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 11:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Саммит "нормандской четвёрки" по Украине

Саммит "нормандской четвёрки" по Украине

Начало в 12:10 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Шизофрения II: клиника и новейшие исследования

Шизофрения II: клиника и новейшие исследования

Начало в 13:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

Фестиваль "Вселенная книг"

Фестиваль "Вселенная книг"

Начало в 14:10 "Действующие лица"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа