+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
29.05.2012
29 Мая 2012

Договор с читателем

Юрий Поляков: "Наша критика напоминает логопеда, научившего косноязычного ребенка выговаривать пять слов и очень этим гордящегося..."

Юрий Поляков

Юрий Поляков

"Юрий Поляков стал первым отечественным писателем, поднявшим в своем творчестве тему "дедовщины", однако его повесть "Сто дней до приказа" не пропускала военная цензура. Лишь в 1987-м году она была опубликована в журнале "Юность".

Тогда писателю позвонил редактор журнала "Юность" Андрей Дементьев с предложением опубликовать повести.
Зная о запрете, редактор обратился в военную цензуру за разрешением и, услышав: "Мы ее не пропустим", – сказал в ответ: "Лучше бы вы Руста не пропустили!". Все это произошло вскоре после перелета немецкого летчика-спортсмена Матиаса Руста из Хельсинки в Москву и его приземления прямо на Красной площади...

Следующей повести Юрия Полякова повезло несколько больше. "ЧП районного масштаба" хотя и пролежало четыре года под сукном из-за цензурного запрета, было опубликовано раньше, чем первая повесть, в том же журнале "Юность". Повесть, повествующая о проблемах в комсомольском аппарате, о его нравственном разложении, вызвала всесоюзный резонанс. Юрий Поляков, проработавший некоторое время инструктором в райкоме комсомола, не только показал всю ситуацию изнутри, но и сумел предвосхитить, схватить и отразить в своей повести все те тенденции, которые привели в итоге к развалу Союза..."
Выдающийся российский писатель, один из самых читаемых в стране прозаиков, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Михайлович Поляков – гость программы "Виражи времени".


(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

- Юра, я хорошо знаю твое творчество, – книги, пьесы, публичные выступления, но, готовясь к эфиру, я вновь поразился тиражам. Во времена, когда президент страны объявляет, что шестьдесят процентов населения России не читает книг, эти цифры удивительны. Твоя повесть "Грибной царь" в 2005-м году вышла тиражом сто тридцать тысяч экземпляров. Невероятный тираж даже по советским меркам...

Впрочем, ты современный, тонкий и острый писатель, и тем более удивительно эдакое невнимание критики... Ты как-то, правда, говорил, что твои отношения с критикой не сложились (в отличие от литературоведения, которое уделяет тебе много внимания). И значит, есть особые пути, которыми читатель идет к своему любимому писателю. Как ты объяснишь это?

ПОЛЯКОВ: Я хотел бы вернуться, что называется, к истокам, когда вы возглавляли журнал "Юность", а я был начинающим прозаиком, и мои первые повести, написанные в начале 80-х, – "Сто дней до приказа" и "ЧП районного масштаба", – вам в журнале печатать запретили. Но когда они все-таки вышли, – вы помните, какой был резонанс? Их обсуждала практически вся страна. Понимаете, людей не заставишь что-то обсуждать, если они того не хотят. Собственно, это отношение с читателями, когда я им хочу сказать нечто такое, что их взволнует...

У большинства нынешних писателей задача – либо удивить премиальное жюри, скажем, "Большой книги" или "Букера". Или самовыразиться, или освоить какой-то новый формальный прием. Но причем здесь читатели?! Можно осваивать приемы, можно удивлять жюри, но при этом надо понимать, что пишешь-то ты для людей. Поэтому все мои книги – и при советской власти, и после, – выходили большими тиражами.

Вот сейчас вышла третья часть "Гипсового трубача", которую я задержал, – обещал в 2009-м году (вы вели мою презентацию в Пушкинском музее). Но первый тираж – сорок тысяч – разошелся практически за неделю. И это хорошо. Но у этого есть обратная сторона: дело в том, что критики не любят тех писателей, которые умеют "договориться" с читателями через их голову.

- Это очень самолюбивый народ...

ПОЛЯКОВ: Понимаете, они напоминают логопеда, к которому в руки попал абсолютно косноязычный ребенок, который ничего выговорить не может. И вот он путем долгих усилий научил этого ребенка выговаривать пять слов. И он им гордится и всюду возит показывать: смотрите, этот гениальный мальчик может выговаривать пять слов! А то, что рядом есть ребенок, который без всякого логопеда в пять лет знает наизусть "Бородино", его не интересует! Примерно такая ситуация и в литературе...

Водительские права в РФ могут измениться

Водительские права в РФ могут измениться

Начало в 20:45 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Командир-артиллерист без обеих рук

Командир-артиллерист без обеих рук

Начало в 21:10 "Равные среди первых"

"Это интересно"

"Это интересно"

Начало в 21:35 "Это интересно"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

"Стадион". Итоги дня

"Стадион". Итоги дня

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

В.Орлов. "Альтист Данилов". Радиоспектакль. Часть 4-я

Начало в 22:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Восьмая нота"

"Восьмая нота"

Начало в 23:10 "Восьмая нота"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Железная воля". Моноспектакль С.Гармаша по одноименному рассказу Н.С.Лескова. Серия 10-я

Начало в 00:10

Музыка на "Радио России"

Начало в 00:25

Время. События. Люди

Время. События. Люди

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Российский радиоуниверситет"

"Российский радиоуниверситет"

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 30-я

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 30-я

Начало в 02:30 "Литературные чтения"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Триллер на "Радио России". Б.Э.Пэрис. "За закрытой дверью". Читает М.Лисовец. Серия 23-я

Начало в 03:10

"Музыкальная литература"

"Музыкальная литература"

Начало в 03:35 "Музыкальная литература"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"Восьмая нота"

"Восьмая нота"

Начало в 04:10 "Восьмая нота"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

В.Орлов. "Альтист Данилов". Радиоспектакль. Часть 5-я

Начало в 05:10

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 05:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

"Обрати внимание"

"Обрати внимание"

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 06:35 Музыкальная программа

"Спортзал" Радио России

Начало в 06:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

"Сигналы точного времени"

"Сигналы точного времени"

Начало в 07:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

"Сигналы точного времени"

"Сигналы точного времени"

Начало в 08:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа