+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
14.06.2018
14 Июня 2018

Кричи и беги: что делать детям в случае опасности?

Говорим о правилах безопасности детей, о том, какие возникают потенциальные опасные ситуации летом и как научить ребёнка правильно в них себя вести с экспертом Ольгой Бочковой – руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy.

Хорошо, если детям во время каникул есть чем заняться. Они могут отдыхать в лагере или с близкими родственниками. Другое дело, когда родители целыми днями на работе – а дети предоставлены самим себе и скучают. В любом случае с опасными ситуациями в жизни может столкнуться любой ребёнок. Как научить детей самосохранению и порой предвидеть злой умысел незнакомцев? Ценными рекомендациями с родителями делится эксперт Ольга Бочковаруководитель Академии детской безопасности Safekids Academy.

О. Бочкова: Уже с 8 месяцев ребёнок чётко и осознанно различает "своих" и "чужих", поэтому неохотно идёт на руки к тем, с кем семья мало видится, не говоря уже о тех, кого видит впервые и воспринимает как незнакомца. В 1,5 года многие дети прячутся за маму. И это нормально. Это доказано большинством детских психологов. К этому возрасту у детей начинает сформировываться чувство самосохранения. Именно с этого возраста взрослым полезно приучать детей к элементарным правилам безопасности.

Мы привыкли, что говорить о том, что нельзя трогать электрические розетки и т.д., это нормально. А когда ребёнок стесняется выйти к тем, кого в первый раз видит, мы, взрослые, зачастую стыдим. Этого делать не стоит. Не хочет идти – пусть не идёт. Ребёнок должен с детства знать, что взрослых не всегда надо безропотно слушать. Только от родителей зависит насколько ребёнок научится различать контекст – где действительно нужно слушаться родителей, а где он должен сам проявить волю и различить уважение к взрослым от полного им подчинения, особенно если это касается незнакомых людей.

О безопасности нельзя говорить с детьми в теории – необходимы тренинги, разборы различных ситуаций в игровой форме на улице. Идёте, например, с ребёнком по улице и вам предстоит пройти по "зебре". Не ленитесь проговаривать детали с ребёнком: «Что сейчас следует сделать? Нужно посмотреть не только на цвет светофора, но и проследить, остановились ли машины». Причём это следует делать даже тогда, когда машин на дороге нет. Тренируйтесь вместе с ребёнком: "Если тебе нужна будет сейчас помощь, к кому или куда ты побежишь?". Причём вы не разовьёте страх у ребёнка, он не будет бояться всего и вся. Наоборот – с каждым разом он будет уверенней себя чувствовать, потому что будет знать, как следует себя повести в той или иной затруднительной ситуации.

Теперь о запретах. Запрет – это прерывание любопытства у ребёнка. Родитель должен сформировать в ребёнке чёткое понимание фразы: "Моя безопасность превыше всего!". Полезно говорить следующее ребёнку, особенно когда он обзаводится новыми знакомыми в подростковом возрасте: "Ты можешь общаться с кем хочешь здесь и сейчас, но если захочешь с кем-то переместиться куда-то – предупреди меня (маму, папу), чтобы я была в курсе". На деле получается так, что родители запрещают ребёнку идти гулять и общаться, а ребёнку интересно, и в итоге он идёт в тайне от них. Подростку нужно говорить: "Чего бы тебе ни захотелось сделать – я тебе всегда помогу и найду возможность это осуществить, главное – держатся на связи!".

Современные подростки часто сталкиваются с ситуацией, когда идут на встречу с интернет-знакомыми. Мы с вами понимаем, что среди таких знакомых могут быть адекватные сверстники, а могут – и нет. Родителям важно научиться поддерживать контакт с ребёнком, чтобы дети не боялись поделиться с ними. Зачастую дети думают: "Лучше не буду это рассказывать, потому что родители меня отругают или запретят". В итоги дети попадают в беду, а вместе с ними страдают и родители.

При встрече с незнакомцем у ребёнка должна включаться инструкция: "Если меня незнакомый человек куда-то зовёт – первым делом я должен сообщить об этом родителям. Если знакомый человек куда-то зовёт – я тоже предупреждаю родителей. Если чувствую дискомфорт при общении с кем-то, что-то меня настораживает – я обязан найди возможность (иногда даже хитростью) связаться с родителями".

Чемпионат мира – это тоже повод поговорить с ребёнком. Мы не знаем при какой ситуации он может оказаться в толпе или в группе возбуждённых болельщиков. Говорите: "Твоя безопасность – прежде всего. Ты не ждёшь, не думаешь, а ищешь куда можно отойти от этого места. Ты не геройствуешь, не наблюдаешь за тем, кому нужна помощь, потому что если ты это будешь делать, вряд ли у тебя пока есть достаточно компетенции, чтобы оценить последствия".

Часто детям трудно повести себя правильно в ситуации, когда взрослый человек просит его о помощи. Дело в том, что ребёнку с раннего детства нужно говорить о том, что нормальные взрослые не просят помощи у детей, на это есть другие взрослые. Учите ответам: "Извините, я не могу, мне не разрешает мама". Особое противоречие в душе ребёнка наступает при обращении к ним за помощью бабушек. Они думают, вдруг они одиноки, действительно некому помочь и т.д. Этим активно пользуются злоумышленники, особенно по отношению к детям 12-13 лет.

Самое эффективное в этой ситуации действие ребёнка – привести другого взрослого, чтобы он оказал помощь "бабушке". И при этом подбадривать его: "Будь героем – приведи взрослого на помощь!". В этом возрасте подростки излишне самонадеянны, поэтому родителям следует проявить максимум смекалки. Детям нравится внимание взрослых, они любят, когда их хвалят. У детей включается стеснение и неудобство, после чего ребёнку такому чужому взрослому трудно сказать "нет". Приучайте детей говорить "нет" в самых простых ситуациях.

Одним из самых необходимых навыков, которые должны приобрести дети, является умение закричать. У многих включается блок. Даю алгоритм, как этот блок преодолеть.

Первый шаг – родителю необходимо ребёнка раскричать. Нужно выехать куда-то и потренироваться. Мы аукаем, кричим «пожар», "мама", "помогите", что угодно. Сначала всем смешно, выглядит это довольно дурашливо, но потом родители понимают, насколько это полезно. Мамы и папы "раскрикиваются" точно так же, как и дети. После этого следует потренироваться кричать и в городе. Как это сделать? Предупреждаю, что ребёнок сразу не закричит. Он будет стесняться. Причём, чем старше ребёнок, тем больше он будет стесняться.

В людном месте следует разыграть такую ситуацию, обязательно предупредив ребёнка об этом: "Я сейчас отойду и повернусь к тебе спиной, а ты меня позовёшь, чтобы я тебя услышала и обернулась". Ребёнок вынужден будет это сделать. Потом взрослый увеличивает расстояние, уходит за какое-то препятствие, чтобы его не было видно и даёт возможность ребёнку себя позвать.

Сначала это будут робкие попытки, писк или хрип. При этом важно хвалить ребёнка за каждую его подачу голоса. Потом постепенно связки разработаются, и ребёнок научится громко кричать, что ему просто необходимо для самобезопасности в современном мире <...>

Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле!

Ведущие – Алла Волохина и Константин Корольков

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

"КОАПП. Репортаж о событиях невероятных"

"КОАПП. Репортаж о событиях невероятных"

Начало в 08:10 "КОАПП. Репортаж о событиях невероятных"

"Сказочное утро"

"Сказочное утро"

Начало в 08:30 "Сказочное утро"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Воскресный фокус

Воскресный фокус

Начало в 09:10 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Воскресная мозаика

Воскресная мозаика

Начало в 10:10 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 11:10 Музыкальная программа

Спортзал "Радио России"

Спортзал "Радио России"

Начало в 11:25 Спортзал "Радио России"

"Отзвуки театра" с Александром  Калягиным

"Отзвуки театра" с Александром Калягиным

Начало в 11:35 "Отзвуки театра" с Александром Калягиным

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Писатель Борис Евсеев: "Каждый человек изначально прозорлив"

Писатель Борис Евсеев: "Каждый человек изначально прозорлив"

Начало в 12:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 12:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

"Кавказский акцент"

"Кавказский акцент"

Начало в 13:10 "Кавказский акцент"

"Русский музей"

"Русский музей"

Начало в 13:45 "Русский музей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

"Аэростат № 791". "Вслух о музыке"

"Аэростат № 791". "Вслух о музыке"

Начало в 14:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

"Неизвестная планета"

"Неизвестная планета"

Начало в 15:10 "Неизвестная планета"

"Мюзик-холл"

"Мюзик-холл"

Начало в 15:35 "Мюзик-холл"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

"Рассказы разных лет". А.Куприн. "Одиночество". Читает Л.Германова

"Рассказы разных лет". А.Куприн. "Одиночество". Читает Л.Германова

Начало в 16:10 "Рассказы разных лет"

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 16:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

"Театр у микрофона". В.Розов. "Вечно живые". Спектакль Московского театра "Современник". Часть 2-я

"Театр у микрофона". В.Розов. "Вечно живые". Спектакль Московского театра "Современник". Часть 2-я

Начало в 17:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

"Высокое напряжение"

"Высокое напряжение"

Начало в 18:10 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

"Факультет ненужных вещей"

"Факультет ненужных вещей"

Начало в 19:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа