+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
03.04.2015
3 Апреля 2015

Учиться и пытаться сделать лучше

Гость в студии - автомобильный инженер Дмитрий Филонов, который сегодня возглавляет академию одной крупной японской автомобильной фирмы, а раньше в течение нескольких лет работал инженером-испытателем на знаменитом полигоне в подмосковном Дмитрове. Разговор с ним посвящён перспективам российского автопрома

Автомобильный инженер Дмитрий Филонов.

Автомобильный инженер Дмитрий Филонов. /фото с сайта ru.linkedin.com/

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии.

Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром.

Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте.

Сегодня у нас в гостях – Дмитрий Филонов, автомобильный инженер, человек довольно авторитетный в автомобильных кругах. Сегодня он возглавляет академию одной крупной японской автомобильной фирмы. А когда-то давно Дмитрий в течение нескольких лет работал инженером-испытателем на знаменитом испытательном полигоне в подмосковном Дмитрове.

Этот человек знает об автомобилях практически всё. И сегодня хотелось бы поговорить о перспективах российского автопрома. Например, о том, сможем ли мы когда-нибудь приблизиться к японцами или к немцам? Ведь в советские годы в отрасли не всё было очень плохо. Наши "Нивы" покупали французы и участвовали на них в ралли. "Жигули" пятой модели, только с правым рулём, поставлялись в Англию. Что-то уходило в скандинавские страны. Вот что вы обо всём этом думаете?

Дм. Филонов: Есть две вещи, которые влияют на это. С одной стороны, мы очень творческая нация. Я не беру отдельные национальности, а беру всех нас как некий конгломерат. Более того, я могу сказать, что эта способность к творчеству иногда играет с нами отрицательную роль, потому что зачастую тот же рабочий на конвейере, собирая автомобиль, не выполняет чётко на 100 процентов инструкцию, которую он должен выполнять. А он пытается всё время изобрести, как бы что-нибудь такое сделать, чтобы эту операцию сделать быстрее или же её упростить. В результате иногда получается некачественная работа. То есть, я хочу сказать, что у нас инженерный и конструкторский потенциал благодаря этому очень высокий.

Да, этим инженерам зачастую нужны знания. Им нужна практика, в том числе практика общения с другой техникой. Очень простой пример Андрея Александровича Липгарта, главного конструктора Горьковского автозавода в своё время. В то время про конструкторско-экспериментальный отдел Горьковского автозавода на ГАЗе пели частушку: "Крым, Кавказ и КЭО ГАЗ". То есть, условия труда там были такими, как отдых в Крыму и на Кавказе. В чём был вопрос? Дело в том, что завод закупал зарубежные аналоги, и А. Липгарт буквально заставлял конструкторов на этих автомобилях ездить. Даже если кто-то не хотел или не имел прав или чего-то ещё в этом роде, то он буквально таких людей заставлял это делать. Причём заставлял брать эти автомобили и ездить по семейным делам, куда-то на отдых или даже в какие-то путешествия. Почему? Потому что когда общались с этими автомобилями конструкторы, они набирались опыта. Как это делают немцы, как это делают американцы, как это делают итальянцы? Какую ручку можно вот тут сделать, а как решить эту проблему? И тогда это для конструктора – обеспечение определённого уровня. Могу вас уверить, как только выходит новая модель БМВ в продажу, одним из первых, кто её купить, будет "Мерседес" и т.д.

Чтобы посмотреть, что и как?

Дм. Филонов: Вплоть до того, что наверняка разберут и, может быть, отдельные детали начнут даже взвешивать, проводить весовой анализ. То есть, очень тщательные исследования проведут. Это люди, которые, что называется, находятся на пике немецкой конструкторской школы, которая сейчас наиболее сильная в автомобилестроении, если честно.

И второй вопрос. И, тем не менее, хочу сказать, что по творческому потенциалу наши инженеры не уступят зарубежным, но им нужны правильное образование, достаточные знания и практический опыт в том числе.

Может быть, ещё условия им нужно создавать?

Дм. Филонов: Что касается условий, естественно. Потому что у меня знакомые студенты, когда бывают на заводах на практике или как-то ещё, они, конечно, говорят, что просто потрясающе, какие люди и какую технику делают и всего лишь за какие деньги. Особенно, когда это касается военной техники.

Кстати, говоря о военной технике, у нас в определённых областях есть такой опыт, которого просто нигде в мире нет. По созданию определённых колесных шасси, например.

Но другая сторона вопроса – это качество изготовления, которое зачастую даже упирается, может быть, даже не столько в оснащённость, хотя в последнее время у нас с этим большие проблемы, за 90-е годы очень много что было растеряно, потеряно, хотя наши основные заводы в принципе оснащены неплохо. По крайней мере, Волжский завод и КамАЗ. Там стоит современной импортное оборудование, роботы и т.д. Там начинка ничуть не отличается от какого-то западного завода.

Но есть ещё такая тема, как технологическая дисциплина. Это значит, что конструктор, создав что-то, рассчитывает на то, что это что-то будет изготовлено в соответствии с намеченными технологическими решениями точно и правильно. То есть, что человек, который это будет потом изготавливать, неважно, отливать ли, прессовать ли, при всей автоматизации производства человеческий фактор есть везде. Я уже не говорю про конвейерную сборку. Отнюдь не все операции до сих пор, даже на иностранных заводах, выполняются роботами.

Но здесь дальше включается человеческий фактор. Если человек выполнит все операции правильно, мы получим хорошее качество на выходе. Помните старый советский анекдот, что, покупая автомобиль, посмотри, когда он был сделан? Если в середине месяца, то нормально. Если в конце месяца, значит, гнали план, скорее-скорее. Но факт, что так было.

Так было всегда.

Дм. Филонов: Вопрос технологической дисциплины. Знаете, как в одной известной статье, один главный конструктор нашего завода сказал, что, если сборщик на конвейере может что-нибудь перекосить, он это обязательно сделает. Понимаете, что сидит в основе этого? Я не думаю, что это потому, что у нас люди плохие. Я думаю, что просто людям надо прививать культуру производства. А культура производства – это то же самое образование. К моему сожалению, побывав один раз на одном заседании, где собрались менеджеры по развитию персонала (внимание!) высокотехнологичных компаний, на вопрос, какой главный метод обучения рабочих на рабочих местах, они ответили, что наставничество. А что такое наставничество? Это, грубо говоря, есть дядя Вася, который мальчику Феде говорит, чтобы тот делал так и так. То есть, грубо говоря, привели необразованного мальчика Федю, и старший дядя Вася показывает ему, как нужно делать.

Но, во-первых, опытный и пожилой дядя Вася может сам уже многое делать неправильно. Или потому, как он сам придумал. Я уже говорил про творческое начало у российских работников. То есть, он передаст уже некорректную информацию.

Во-вторых, хорошо, если этот дядя Вася из той оперы. У меня отец был главным технологом очень большого завода, и я ещё встречал элиту рабочего класса – слесарей-инструментальщиков 6-7 разряда.

Это были очень уважаемые люди.

Дм. Филонов: Да. Которые по выходным одевали костюмы с галстуками и шли с женами в оперу и которые многим молодым инженерам могли показать, где те неправильно в чертеже что сделали и молодому технологу сделать замечание, что тот неправильно расписал какие-то допуски или какие-то операции. Дай бог, если дядя Вася такой.

И вот этот мальчик Федя, который к нему пришёл учиться, должен обязательно иметь базовые знание, которые раньше давали ПТУ и техникумы. Худо-бедно, но они давали основы физики, математики, сопромата – тех вещей, чтобы люди понимали, что они делают. Это очень важно. Чтобы люди понимали, почему выполнять операцию надо вот так, а не этак. Если он понимает, что он делает операцию правильно, всё будет нормально. Если он делает её неправильно, он может что-то сломать, повредить или поставить наискось. Но он это должен понимать в основе, представляя, как это изделие сделано, как оно работает, понимать смысл своей операции. Вот если он смысл понимает, всё будет нормально. Если он выполняет тупо то, что ему сказали, но при этом имеет то самое творческое начало, и под это творческое начало нет образования, то это творческое начало начнёт с ним играть злую шутку. Он начнёт что-то рационализировать совсем не туда, куда надо.

Кстати, насколько сегодня востребованы российские автомобили на Западе? Есть ли какая-то статистика? Покупают отечественные автомобили там или нет?

Дм. Филонов: К сожалению, я сейчас не возьмусь ответить на этот вопрос. Чтобы на него ответить, надо следить за ситуацией. Я знаю, что что-то у нас продаётся за рубеж. В какие страны, к сожалению, не могу сказать. Что касается предыдущих лет, понимаете, как раз вопрос в том, что, когда наши конструкторы отслеживали уровень конкурентов, то, что происходит в других странах, и когда они старались находиться на этом уровне, получался определённый результат, который был воспринимаем, в том числе, и в тех странах.

В то же время, поскольку это была плановая экономика и каких-то материальных стимулов было меньше, но, тем не менее, пока некие правительственные, министерские руководители следили за качеством, за уровнем, то был соответствующий эффект.

Но в чём большая проблема наших 90-х годов? В том, что мы когда-то решили, появился такой девиз, что а) мы все равно автомобили не умеем делать, как немцы, поэтому давайте их не будем делать, а будем всё у немцев покупать. Ну, или у японцев, неважно. Никогда нельзя никакой нации, никаким людям ставить себе такие задачи. Потому что это значит, что вы просто себя останавливаете в развитии. Давайте не будем делать отечественные самолёты, потому что они менее экономичны, чем "Эйрбасы" и "Боинги".

Ну и к чему это приведёт?

Дм. Филонов: Понятно. Поэтому моё убеждение, что всегда надо не бросать то, что у тебя что-то не получается, а учиться и пытаться сделать лучше.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Ирина Миловидова.
 

"Будьте здоровы"

Начало в 15:10

Куда сдать старую бытовую технику за деньги

Куда сдать старую бытовую технику за деньги

Начало в 15:25 "Специально для "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

В Приморье из-за COVID-19 ограничат время работы кафе и ресторанов

В Приморье из-за COVID-19 ограничат время работы кафе и ресторанов

Начало в 16:10 "Разное время. Радиоканал"

Народный фестиваль принес томскому селу грант втрое больше годового бюджета

Народный фестиваль принес томскому селу грант втрое больше годового бюджета

Начало в 16:45 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Учитель и соцсети: как разграничить профессиональную и личную жизнь

Учитель и соцсети: как разграничить профессиональную и личную жизнь

Начало в 17:10 "Разное время. Радиоканал"

Памятник Деду Морозу

Памятник Деду Морозу

Начало в 17:45 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

События, факты, комментарии

События, факты, комментарии

Начало в 18:10 "Наше время". Интерактивный канал

Эффективная реабилитация после ковида: как вернуть обоняние и физическую форму

Эффективная реабилитация после ковида: как вернуть обоняние и физическую форму

Начало в 18:12 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

В фокусе...

В фокусе...

Начало в 19:10 "Наше время". Интерактивный канал

"Срочные справки" на коронавирус стали золотой жилой для спекулянтов и ушлых чиновников

"Срочные справки" на коронавирус стали золотой жилой для спекулянтов и ушлых чиновников

Начало в 19:20 "Наше время". Интерактивный канал

Семь распространенных ошибок при сезонной замене шин

Семь распространенных ошибок при сезонной замене шин

Начало в 19:45 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Гость эфира – Елена Шаройкина

Гость эфира – Елена Шаройкина

Начало в 20:10 "Наше время". Интерактивный канал

Спорт с Николаем Саприным: футбол и борьба без правил...

Спорт с Николаем Саприным: футбол и борьба без правил...

Начало в 20:30 "Наше время". Интерактивный канал

Москва поднялась на IV место в рейтинге "Лучшие города для жизни..."

Москва поднялась на IV место в рейтинге "Лучшие города для жизни..."

Начало в 20:45 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Литературный сериал"

"Литературный сериал"

Начало в 21:10 "Литературный сериал"

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 21:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

"Россия – Беларусь. Хроника Содружества"

"Россия – Беларусь. Хроника Содружества"

Начало в 22:10 "Россия – Беларусь. Хроника Содружества"

"Шинель"

"Шинель"

Начало в 22:35 "Шинель"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Джазовое настроение"

"Джазовое настроение"

Начало в 23:10 "Джазовое настроение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Актуально"

"Актуально"

Начало в 00:10 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Российский радиоуниверситет"

"Российский радиоуниверситет"

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

Евгений Федоров  "Каменный пояс". Книга 1-я "Демидовы"  Серия 9-я

Евгений Федоров "Каменный пояс". Книга 1-я "Демидовы" Серия 9-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Лев Кассиль  "Кондуит и Швамбрания". Часть 2-я

Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания". Часть 2-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа