+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
08.11.2013
8 Ноября 2013

Хоть и маленькие, но очень даже удаленькие

Ведущие программы писатель Пётр Алешковский и историк Тамара Эйдельман рассказывают о феномене маленького по размерам героя в детской литературе на примере сказочного Мальчика-с-пальчик, Дюймовочки, коротышек из Цветочного города, шведского путешественника Нильса и советских детей Карика и Вали, ставшими внезапно маленькими и пытающихся вернуть свой прежний рост

Писатель Пётр Алешковский и историк Тамара Эйдельман  - ведущие программ "Книги нашего детства" и "Судьбы книг"

Писатель Пётр Алешковский и историк Тамара Эйдельман - ведущие программ "Книги нашего детства" и "Судьбы книг" /фото с сайтов vena.old-spb.ru и youtube.com/

Ведущие программы – историк Тамара Эйдельман и писатель Пётр Алешковский.

"Место действия":

П. Алешковский: В литературном мире нашего детства маленьких обитателей, маленьких не по возрасту, а по размерам, было куда больше, чем очень больших. Великаны, конечно, встречались, и были они в основном злыми и противными. Но их можно было встретить не так уж и часто, а вот самых разнообразных маленьких человечков в нашем литературном мире почему-то было полным-полно.

Т. Эйдельман: Трудно сказать, почему так получилось. Может быть, дело в том, что ребёнку легче представить себе кого-то маленького, чем кого-то огромного. Может быть, просто маленький человечек вызывает больше интереса и сочувствия, чем огромный, неповоротливый великан. Во всяком случае, малыши в литературном мире нашего детства почти всегда симпатичны, сообразительны, находчивы. И у них в результате всё оказывается хорошо.

П. Алешковский: Самые знаменитые невелички в литературном мире нашего детства – это, конечно же, Мальчик-с-пальчик и Дюймовочка.

С Мальчиком-с-пальчик дела обстоят очень странно. Вообще-то, во всей сказке его маленький рост совершенно никак не обыгрывается. Он делает ровно то же, что могли бы делать и мальчики нормальных размеров. Вот он придумывает, как вывести своих братьев из леса и разбрасывает по пути сначала камешки, а потом, когда камешков не оказывается под рукой, хлебные крошки. Это бы мог придумать и любой из его братьев. Но придумал почему-то малыш, который был размером с пальчик.

Т. Эйдельман: Дальше он придумывает, как спастись от людоеда. Помогает братьям выбраться из дома людоеда, да ещё прихватывает с собой кошелёк с золотом. Опять же для этого необязательно быть маленького роста, но почему-то вся сказка крутится как раз вокруг того, что он совсем маленький – мальчик-с-пальчик. И вроде бы это не важно, но почему-то оказывается важным. И в конце сказки вдруг выясняется: "И неказист, и ростом мал, зато умён, зато смышлён, и сердцем добрым наделён. И если вдруг беда нагрянет, опорой старшим братьям станет. Он их от гибели спасёт, и счастье дому принесёт".

П. Алешковский: Получается, что всё дело в странном противоречии между маленьким ростом и умом, ловкостью и смелостью. Малыш оказывается сильнее и умнее всех долговязых взрослых, не говоря уже о тупом Великане.

С Дюймовочкой всё происходит несколько по-другому. Тут Г.Х. Андерсен с самого начала всячески подчёркивает её маленькие размеры, которые потому будут иметь важное значение для всего развития истории.

"Ориентировка на местности":

Т. Эйдельман: По сути дела, все приключения и злоключения, которые выпадают на долю Дюймовочки, могли с ней произойти только потому, что она была такой маленькой. Мальчик-с-пальчик, конечно, сказочное существо, и попадает он в волшебный дом людоеда. Но он всё-таки действует в более или менее реальном мире. Его отец – дровосек и занимается вполне реальным делом. А вот Дюймовочка из-за своих размеров сразу оказывается в сказочном пространстве. Поэтому её похищает жаба, которая хотела выдать её замуж за своего сына, поэтому она попадает к полевым мышам, к кротам, поэтому она ухаживает за умирающей ласточкой, выхаживает её и получает заслуженную награду – такого же маленького и красивого мужа, как и она сама.

"Урок географии":

П. Алешковский: По сути дела, Мальчик-с-пальчик и Дюймовочка воплощают две самые главные черты маленьких человечков в литературном мире нашего детства. С одной стороны, они оказываются очень сообразительными, умными, смелыми, находчивыми, вернее, невероятно находчивыми для своего маленького роста.

Такими же были коротышки из Цветочного города. Не все они были такие уж умные. Вспомним, глупенького Незнайку, но в то же время они отправляются путешествовать, делают воздушный шар, пишут стихи, рисуют картины. В общем, они, хоть и маленькие, но очень даже удаленькие. И все неудачи переносят вполне мужественно.

Т. Эйдельман: Но дело не только в том, что маленькие коротышки, малыши, лилипуты, гномы и т.д. оказываются неожиданно сильными или умными, или смелыми. Им, к тому же, очень часто доступно то, что не видят или не понимают обычные люди большого роста. Точно так же, как Дюймовочка спала в колыбельке из ореховой скорлупки, побывала в кротовой норе, зато потом получила в мужья маленького короля эльфов, так же и другие маленькие человечки попадают туда, куда обычным людям не попасть, и видят то, чего им не увидать.

Вот мальчик Нильс. Пока он был нормального роста, то ничем не отличался от тысяч других мальчишек. Вот когда Нильс имел неосторожность оскорбить гнома, тоже, кстати, маленькое существо, гном сделал Нильса таким же маленьким, как он сам. Нильс, конечно же, был таким образом сурово наказан за своё безобразное поведение, но в то же он сразу обрёл совершенно новые качества. Он научился понимать разговоры животных. Он отправился в путешествие с дикими гусями и увидел невероятное количество поразительных вещей, познакомился с удивительными существами. И всё это стало возможно только потому, что теперь Нильс был маленького роста. Вообще-то, Сельма Лагерлёф задумывала свою сказку, как своеобразное пособие по географии Швеции. И, конечно же, таким образом Нильс не только узнает очень многое о Швеции, но и одновременно он сам преображается и из противного хулиганистого мальчишки превращается в настоящего друга, смелого мальчика. И только потом возвращает себе свой прежний рост.

"Литературная карта":

Т. Эйдельман: Карик, Валя и профессор Иван Гермогенович Енотов жили совсем в другом мире, не похожем на мир, в котором обитал Нильс, и вели они себя, безусловно, по-другому. Но в каком-то смысле с ними произошло то же, что и с Нильсом. Они тоже стали маленькими и перед ними раскрылся совершенно новый мир, о котором они даже не подозревали.

П. Алешковский: Карик, Валя и профессор Иван Гермогенович в отличие от Нильса путешествуют совсем неподалёку от дома. Но из-за того, что они стали маленькими, самые безобидные места оказываются, во-первых, совершенно новыми, а, во-вторых, таят множество опасностей – пауки, осы, мухи. Все они теперь – смертельная угроза для малышей. А значит для того, чтобы добраться до дома и получить возможность вернуть себе свой прежний рост, им придётся проявить невероятное мужество, сообразительность, поддерживать друг друга и сражаться за свою жизнь.

Т. Эйдельман: В общем, получается, что в литературном мире нашего детства было не так-то плохо. При условии, конечно, что ты не сдаёшься перед обстоятельствами и не боишься тех, кто больше тебя. Неплохой жизненный урок.

Передачу подготовили и вели истории Тамара Эйдельман и писатель Пётр Алешковский.

Над передачей  "Книги нашего детства" от 08.11.2013 года работала Лада Широкая и музыкальный редактор Юлия Тихомирова.

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

События, факты, комментарии...

События, факты, комментарии...

Начало в 19:10 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Гость – актёр театра и кино Антон Шагин

Гость – актёр театра и кино Антон Шагин

Начало в 20:10 "Вечерняя смена"

В Москве появился монумент курьерам

В Москве появился монумент курьерам

Начало в 20:35 "Вечерняя смена"

В России отмечают День семьи, любви и верности

В России отмечают День семьи, любви и верности

Начало в 20:45 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Кавказский стиль"

"Кавказский стиль"

Начало в 21:10 "Кавказский акцент"

"Это интересно"

"Это интересно"

Начало в 21:35 "Это интересно"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

"Стадион". Итоги дня

"Стадион". Итоги дня

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

В.Орлов. "Альтист Данилов". Радиоспектакль. Часть 3-я

Начало в 22:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Музыкальная литература"

"Музыкальная литература"

Начало в 23:10 "Музыкальная литература"

"Кубок интерпретаций"

"Кубок интерпретаций"

Начало в 23:35 "Кубок интерпретаций"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Железная воля". Моноспектакль С.Гармаша по одноименному рассказу Н.С.Лескова. Серия 9-я

Начало в 00:10

"Музыка про..."

Начало в 00:25

Время. События. Люди

Время. События. Люди

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Российский радиоуниверситет"

"Российский радиоуниверситет"

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 29-я

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 29-я

Начало в 02:30 "Литературные чтения"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Триллер на "Радио России". Б.Э.Пэрис. "За закрытой дверью". Читает М.Лисовец. Серия 22-я

Начало в 03:10

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 03:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"Планета здоровья"

Начало в 04:10

"Музыкальная литература"

"Музыкальная литература"

Начало в 04:30 "Музыкальная литература"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

В.Орлов. "Альтист Данилов". Радиоспектакль. Часть 4-я

Начало в 05:10

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

"Поэтический минимум"

"Поэтический минимум"

Начало в 05:45 "Поэтический минимум"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

"Обрати внимание"

"Обрати внимание"

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

"Это интересно"

"Это интересно"

Начало в 06:35 "Это интересно"

Спортзал "Радио России"

Спортзал "Радио России"

Начало в 06:50 Спортзал "Радио России"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа