+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
16.04.2016
16 Апреля 2016

Девушка с афинского Акрополя

На минувшей неделе в Римском дворике Нового Эрмитажа появилась девушка в лёгком хитоне, который подчёркивает изгибы её стройного стана. О её прибытии в Эрмитаж мечтали давно. Приветствовать её прибыли министры и послы. Несмотря на возраст (VI век до нашего времени), она юна и прекрасна. Это архаическая статуя девушки с греческого Акрополя. Её прибытие в Эрмитаж стало началом Года Греции в России

Архаичная древнегреческая статуя "Кора" из Музея Афинского Акрополя в Эрмитаже.

Архаичная древнегреческая статуя "Кора" из Музея Афинского Акрополя в Эрмитаже. /фото с сайта mkrf.ru/

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

На минувшей неделе в Римском дворике Нового Эрмитажа появилась девушка в лёгком хитоне, который подчёркивает изгибы её стройного стана. Волосы свободно струятся по плечам. Голову незнакомки украшает диадема, в ушах – серёжки, на руке – браслет. Глаза излучают радость, на губах – лёгкая улыбка. О её прибытии в Эрмитаж мечтали давно. Приветствовать её прибыли министры и послы. Несмотря на возраст (VI век до нашего времени), она юна и прекрасна. Это архаическая статуя девушки с греческого Акрополя. Её прибытие в Эрмитаж стало началом Года Греции в России.

Открывая церемонию, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил.

М. Пиотровский: Это одна из двух, самых лучших сохранившихся статуй, которых подносили богине Афине, статуя, которая символизирует греческое искусство, когда началась та Великая Греция, из которой исходит всё то, что мы называем нашей культурой и цивилизацией: от политических теорий до поэзии и художественного языка. Этот изумительный шедевр стоит здесь, в Римском дворике Нового Эрмитажа, в обстановке, в которой греческая скульптура выставлялась в XIX веке, становясь таким образцом красоты для Европы. Недалеко, в Русском музее, большая выставка Леона Бакста, и там знаменитая картина "Античный ужас" (лат. "Terror Antiquus"), где тоже вот такая кора со своей улыбкой. Улыбку эту можно называть по-разному. Для Европы это потом улыбка Джоконды, и эту улыбку вы можете увидеть в залах Эрмитажа, показывающих итальянское искусство.

Сама кора представляет ещё и усвоение древних культур Ближнего Востока, и развитие их в Греции, потому что она похожа и на древнеегипетские скульптуры, и, в общем, вызывает множество всяких разных размышлений, хотя на самом деле она вызывает ещё восторг. Это одна из самых красивых вещей, когда-либо созданных людьми на Земле. И вот именно так к ней почтительнейшим образом и с восторгом мы относимся.

С удовольствием предоставляю слово президенту Музея Акрополя господину Димитриосу Пандермалису.

Д. Пандермалис: Вот эта статуя с такой характерной улыбкой символизирует радость жизни и надежду на будущее. Эта прелестная девушка совершенно счастлива, что покинула афинский музей на время, чтобы украсить своей юной красотой этот величайший музей мира. Мне кажется, что эта статуя прекрасно впишется именно в эти помещения Эрмитажа с изумительной коллекцией римских и греческих скульптур.

Архаические статуи кор, а кора на греческом языке означает "девушка", – одно из самых изысканных творений в истории древнегреческой скульптуры. Мраморные статуи, изображающие привлекательных девушек в нарядных одеждах и украшениях, было принято приносить в дар в храмы Афины, дабы своим юным видом, красотой и энергией они радовали богиню.

В общей сложности на Акрополе археологами найдено около 200 кор. В других святилищах преобладают статуи юношей – куросов. Статуи кор свободно размещали в храме Афины и рядом на территории Акрополя. На постаментах и колоннах были надписи с именами дарителей. Архаика – так называют этап раннегреческой истории искусства и культуры. Он знаменателен для античной цивилизации в целом. Именно в эпоху Архаики в античном обществе зародились демократия, театр, поэзия, оформилась греческая письменность. И вот что подчеркнул Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству.

М. Швыдкой: Символично, что Греческий год в России открывается в Петербурге, потому что здесь сформировался как великий политический деятель граф Каподистрия, который был управляющим министерством иностранных дел Российской империи, а потом стал первым правителем Греции в Греции, которая освобождалась от Османской империи. В высшей степени важно, что это происходит здесь, в Эрмитаже, в великом российском музее, который формировал очень многие поколения и русской аристократии, и тех людей, которые служили Российской империи.

11 марта в Музее Акрополя мы представили три скифских шедевра из Эрмитажа. Была открыта российская программа Года России в Греции. И вот сегодня Год, можно сказать, начал работать во всём его объёме. Этот Год связан не только с культурой, он охватывает и экономику, и политику, и науку, и образование. Наши греческие коллеги действительно проявили последовательность и определённую независимость в том, чтобы в нынешних сложных достаточно политических обстоятельствах провести Перекрёстный год с нашей страной. В этом году мы отмечаем также тысячелетие русского монашества на Афоне. Это особый совершенно праздник, особая дата, которая, естественно, открывает глубинные связи между двумя нашими странами и культурами.

Римский дворик Нового Эрмитажа имеет своё собрание скульптуры. Но центральная часть его либо свободна, либо предоставляется самым значимым произведениям искусства, связанным с античностью, из других музеев. Так, в 2014 году к 250-летию Эрмитажа в Римском дворике появилась скульптура Парфенона из собрания Британского музея, изображающая речное божество – аллегорию афинской реки Илисс.

Кора тоже прежде никогда не покидала Акрополь. О том, как готовился её приезд в Петербург, рассказывает Анна Трофимова, заведующая Античным отделом Эрмитажа.

А. Трофимова: Мечта об архаической скульптуре преследовала буквально и сотрудников наших, и меня уже много-много лет, потому что у нас её нет в музее. И мы давно хотели попросить каким-то образом организовать выставку архаической скульптуры. И вот случился Год Греции в России. Мы начали эту работу. В итоге греки согласились. Мы сами этого не ожидали. Они никогда не давали эту скульптуру на выставки. И редко вообще в принципе Музей Акрополя даёт свои экспонаты.

Сначала шёл разговор о "кикладском идоле", но это было предложение греческой стороны. Конечно, это тоже очень интересно, но мне сразу стало ясно, что "кикладский идол" не будет соответствовать нашим ожиданиям. У нас город очень классический. Мы, петербуржцы, в общем, все дети античности. Это и архитектура, и эти залы. И, кроме того, была выставка Илисса.

Кору эту выбрали они. Она одна из самых привлекательных и очень чувственных скульптур. И потом у неё очень много краски. Поэтому я даже рада, что именно эта кора приехала, а не "Кора в пеплосе", например, или "Хиосская кора". Это большое событие. Все эрмитажники радостные, все бегают смотреть на неё.

Хотя мы говорим об архаической скульптуре, но иногда судьба всё-таки благосклонна к произведениям искусства и там сохраняется имена скульпторов. Эта не сохранила?

А. Трофимова: Нет. Но она очень напоминает куроса, который был найден в Беотии, в святилище, и там есть сигнатуры скульптора Эндоиса. Возможно, это его мастерская, его рука. Мы можем говорить, что это некий идеальный образ, и это мастерская Эндоиса.

Мраморная архаическая статуя коры была найдена в 1886 году на афинском Акрополе неподалеку от храма Эрехтейона. Надо помнить, все памятники и храмы, воздвигнутые на Акрополе, посвящались Афине. Афина Ника приносила победу в сражениях, Афина Эргана была покровительницей ремесленников, Афина Парфенос олицетворяла целомудрие. В её честь проводился главный религиозный праздник Афин. И Акрополь со временем наполнился посвящениями Афине.

Большинство посвящений архаического Акрополя не дошло до нашего времени в связи с трагическими эпизодами истории. Во время греко-персидских войн в 480 году до нашей эры персы проникли на некогда неприступную вершину холма. Храмы Акрополя были разрушены, статуи разбиты или сожжены. После ухода персов афиняне, восстанавливая оборонительные стены, стали очищать Акрополь от обломков. Но все повреждённые скульптуры, пьедесталы, архитектурные фрагменты они закопали возле одной из старых стен, таким образом, возможно, укрепляя стену на склоне холма. И именно благодаря этому захоронению, которое у археологов значится, как "персидский мусор", спустя два с половиной тысячелетия были найдены великолепные скульптуры. Вот на них сохранились древние яркие краски. Тогда это совершенно изменило прежние представления об античном искусстве. Причём драпировки одежд девушек кор при внешней похожести поражают своим разнообразием, имитацией вышивок. Каждая кора в протянутой руке несла свой дар богине Афине. Это мог быть венок, плод граната или птица.

Продолжает рассказ Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Эрмитажа.

А. Трофимова: Более того, я бы сказала, что каждая кора – это индивидуальность. Это не только особенности лица и фигуры, но и, конечно, детали одежды и украшения. Разные люди реконструируют по-разному её головной убор. Профессор Бринкманн (Германия) считает, что у неё были лучи. Получается несколько такой марсианский вид. Ну, как у Гелиоса. Профессор Пандермалис показывал мне металлическую диадему с лотосами. И это более, конечно, органично выглядит. В основном, коры не большие.  Один метр 50 сантиметров – это, так сказать, средний её рост. У нашей коры рост 1 метр 15 сантиметров. Очень высокая "Кора Антенора" имеет рост 2 метра 15 сантиметров. На самом деле это связано с дороговизной. В первую очередь, этим определялся размер скульптуры. Это мрамор, и он очень живой, приятный. По-русски, это мрамор. При этом у неё фрагмент руки – это античная реставрация, пентелийский мрамор. Вот как интересно.

Мы видели древнегреческую скульптуру, иногда им в глаза вставлялись драгоценные камни. А глаза коры?

А. Трофимова: Красились.

А каким цветом?

А. Трофимова: Чёрным. Иногда голубыми были глаза, но совершенно точно, что зрачок был чёрным, реснички – чёрными.

А пояс и хитон могли иметь лазоревые очертания?

А. Трофимова: Да. Там была яркая цветная раскраска. У коры обычно светлая юбочка, иногда она красилась, но чаще всего красился верх, а низ светлым оставался. И такие звёздочки в виде снежинок по всей коре разбросаны.

А у кор были сандалии?

А. Трофимова: Они в сандаликах. У них очень изысканные тоненькие пальчики, проработанные.

А кора должна быть одета?

А. Трофимова: Должна быть одета.

"Искусство одновременно и очень человечное, и вечное", – написал об архаике в начале XX века французский скульптор Эмиль Антуан Бурдель (Emile Antoine Bourdelle). Это ощущение появляется у многих зрителей. Одна из стен Римского дворика Нового Эрмитажа оснащена экраном, на котором рассказывается история Акрополя и "дочерей Акрополя". Так сегодня в научном мире говорят о корах. Реконструкция на экране позволяет увидеть цветовые решения одежды. А вот какое реставрационное вмешательство в архаическую скульптуру допускают греческие специалисты?

Завершает разговор Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Эрмитажа.

А. Трофимова: Думаю, что они консервативны, как и мы. И это хорошо. Они не будут раскрашивать скульптуру. Это вопрос, который повсюду перед ними встаёт. Ведь они же реставрируют сейчас Парфенон, не что-нибудь, восстанавливают многие части. Что касается раскраски, конечно, они её не реконструируют. Они деликатно реставрируют. Ведь суть этих скульптур, ещё и их уникальная особенность заключается в том, что сохранилось на них много. Обычно архаическая скульптура таких следов не имеет. Они смыты дождём просто-напросто. Ведь это же были краски органического происхождения. А эти были погребены, были в земле, и поэтому они краски сохранили. Так что то, что вы видите, это не результат работы реставратора, это краска.

Архаическая статуя коры пробудет в Римском дворике Нового Эрмитажа до октября. Есть время познакомиться.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

"Поэтический минимум"

"Поэтический минимум"

Начало в 14:45 "Поэтический минимум"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

Ромен Роллан "Кола Брюньон"

Ромен Роллан "Кола Брюньон"

Начало в 15:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

Ромен Роллан "Кола Брюньон". Продолжение

Ромен Роллан "Кола Брюньон". Продолжение

Начало в 16:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Выпуск № 811. Новые песни декабря

Выпуск № 811. Новые песни декабря

Начало в 17:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

Информационно-развлекательный дайджест недели

Информационно-развлекательный дайджест недели

Начало в 18:10 "Нашли время"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

Информационно-развлекательный дайджест недели

Информационно-развлекательный дайджест недели

Начало в 19:10 "Нашли время"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Российская утопия и "Теорема Столыпина". Отмена крепостного права

Российская утопия и "Теорема Столыпина". Отмена крепостного права

Начало в 20:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Странник во времени

Странник во времени

Начало в 21:10 "Исповедь гитары". Встреча в студии "Радио России"

Искусство перевода

Искусство перевода

Начало в 21:35 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Андрей Кончаловский: "Поскольку время стало деньгами, сегодня его ни у кого нет"

Андрей Кончаловский: "Поскольку время стало деньгами, сегодня его ни у кого нет"

Начало в 22:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

Советский гимн, "Священная война" и целый диск церковных песнопений

Советский гимн, "Священная война" и целый диск церковных песнопений

Начало в 22:35 "Альфа и Омега"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Мюзик-холл"

"Мюзик-холл"

Начало в 23:10 "Мюзик-холл"

Бах. 1-й адвент. "Тихими и немощными голосами..."

Бах. 1-й адвент. "Тихими и немощными голосами..."

Начало в 23:30 "Кубок интерпретаций"

"Хит-парад с Артемом Варгафтиком"

"Хит-парад с Артемом Варгафтиком"

Начало в 23:45 "Хит-парад с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Актуально"

"Актуально"

Начало в 00:10 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Российский радиоуниверситет"

"Российский радиоуниверситет"

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа