+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
19.09.2016
19 Сентября 2016

Археологические экспедиции Эрмитажа в Северном Причерноморье

Одним из основных источников пополнения античных коллекций Эрмитажа всегда были археологические раскопки, проводимые на территории Северного Причерноморья. В акватории Керченского пролива ежегодно работают четыре экспедиции эрмитажников. Старейшая их них – Нимфейская. Ею на протяжении уже четверти века руководит ст. научный сотрудник отдела античного мира Эрмитажа Ольга Соколова

Руководитель Нимфейской археологической экспедиции, ст. научный сотрудник отдела античного мира Эрмитажа Ольга Юрьевна Соколова.

Руководитель Нимфейской археологической экспедиции, ст. научный сотрудник отдела античного мира Эрмитажа Ольга Юрьевна Соколова. /фото с сайта kerch.fm и kerch-museum.com/

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

Одним из основных источников пополнения античных коллекций Эрмитажа всегда были археологические раскопки, проводимые на территории Северного Причерноморья. Первые археологические находки из Керчи поступили в Эрмитаж в 1831 году и вызвали необыкновенный интерес императора Николая I. Он выделил на проведение дальнейших раскопок большие денежные средства. Археологические исследования Северного Причерноморья получили систематический характер, и к середине XIX века был издан монументальный труд. Он называется "Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа".

Нынче 20 эрмитажных экспедиций работают на Юге, Северо-Западе, в центральных областях России, в Сибири и на Алтае, в Крыму, в Украине, в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане и в Италии. Раскопки охватывают памятники неолита, античности и средневековья. Возможно, кто-то даже удивится: археологические материалы составляют около трети всех коллекций Эрмитажа. Правда, после 1991 года все находки археологов остаются в местных музеях, обогащая их коллекции, но бывают на временных выставках в Эрмитаже.

В акватории Керченского пролива работают ежегодно четыре экспедиции – Березанская (Нижнебугская), Мирмекийская, Нимфейская и Херсонесская (Античная комплексная). Старейшая – Нимфейская экспедиция. Ещё в 1870-х годах Императорской археологической экспедицией были проведены первые раскопки на территории Нимфея и его окрестностей. А с 1939 года планомерные исследования города проводят эрмитажники.

Благодаря археологам прошлое, даже очень далёкое, становится близким и понятным. Напомню, массовое движение греков на побережье Чёрного и Азовского морей относится к VIII-VI векам до нашей эры. В Северное Причерноморье греков влекли плодородные почвы, обилие рыбы, дичи, удобные гавани. Кто отправлялся в путь в первую очередь? Безземельные крестьяне, ремесленники, торговцы, но и отстранённые от дел политики из представителей родовой аристократии.

На мысу Карабурун в первой половине VI века было основано небольшое поселение, которое известно нам теперь как город Нимфей. В переводе с греческого это означает "бассейн", "источник". И вот что рассказывает руководитель Нимфейской экспедиции, старший  научный сотрудник отдела античного мира Эрмитажа Ольга Юрьевна Соколова.

О. Соколова: Возможно, действительно происхождение названия города связано с тем, что в городе был какой-то особо почитаемый источник. Мы его пока ещё, к сожалению, не нашли.

А литературных свидетельств нет каких-то?

О. Соколова: В античных, дошедших до нас источниках об этом ничего не говорится. Например, в 1914 году на берегу неподалёку от городища был найден фрагмент архитектурной детали, на которой сохранилась стихотворная надпись: "Хвала жительнице города Гликарии за то, что она на свои деньги оформила источник, в тени которого усталый путник может испить чашу холодной воды". Надпись на фрагменте датируется I веком до нашей эры. Даже на основании этой находки, хоть и достаточно поздней, мы можем высказать предположение, что действительно в городе находился какой-то особо почитаемый источник.

Ну, а где находился этот источник, сейчас трудно говорить, потому что, с одной стороны, часть города сейчас находится уже под водой, потому что по исследованиям специалистов, которые занимаются изменением уровня моря, высказывается предположение, что современную границу берега нужно отнести вглубь пролива на расстояние от 300 до 500 метров.

Кроме того, город, хоть и копается уже много лет, но, несмотря на это, ископана очень небольшая его часть. Кто знает, может быть, лет через 10-20-50 где-то на другом участке при раскопках и будет найден этот источник, который дал основание для названия города.

А Керчь как город не наступает на эти заповедные места?

О. Соколова: Керчь – город, который растянулся вдоль береговой линии почти на 40 километров. Нимфей –  в посёлке Героевке (старое название, довоенное – Эльтиген). Это южная окраина Керчи. В Героевке ведётся строительство. Да, там много пансионатов, там местные жители уже возводят двух- и трёхэтажные дома на своих участках. Но это ещё вид посёлка.

Сведения о Нимфее есть у различных античных авторов. К примеру, древнегреческий географ и историк Страбон написал: "От Пантикапея до Феодосии – около 530 стадий (напомню, это мера длины в Древней Греции). Эта земля богата хлебом, имеет деревни и город с хорошей гаванью, называемой Нимфеем". А хорошая гавань – это развитие торговли.

Правда, довольно длительное время считалось, что в эпоху эллинизма (конец IV – начало I века до нашей эры) Нимфей потерял своё значение как крупный торговый центр Боспора. Такую точку зрения высказал первый руководитель Нимфейской экспедиции Марк Худяк. Поскольку в раскопах, которые велись, фактически не встречалось культурных слоёв и строительных остатков этого времени. Но позже эта точка зрения была опровергнута новыми находками. Продолжает рассказ Ольга Юрьевна Соколова.

О. Соколова: На южном склоне Нимфейского плато, где и сейчас продолжаются исследования, открыт великолепный комплекс. Причём не жилых зданий, а, как можно было бы сказать, общественно-политического, культурного и религиозного назначения, где представлены и святилища, и основания алтарей, а также сооружение. Очень хочется, конечно, видеть в нём театр, но это, скорее всего, такое многофункциональное сооружение, где могли проходить действительно и театральные представления, и какие-то религиозные церемонии, тем более, что рядом располагается святилище морских богов (это интерпретация Нонны Леонидовны Грач). И также могли проходить и собрания граждан Нимфея тоже. Я очень надеюсь, что в ближайшие годы (хотя, сколько лет на это мы потратим, сказать трудно) мы откроем полностью этот комплекс, так как пока ещё только исследована площадь и частично открыты ряды сидений.

Какой же там глубины культурный слой?

О. Соколова: На данном участке культурный слой мощностью почти семь метров перекрывает вот это всё сооружение. Оно даже в том недокопанном виде, скажем так, производит очень сильное впечатление и на моих коллег, и на просто туристов, кто приезжает посмотреть наши раскопки.

Ольга Юрьевна Соколова руководит Нимфейской экспедицией уже четверть века. За это время выросли династии участников. Сегодня благодаря Интернету можно увидеть и оборудованный палаточный лагерь эрмитажников, и работы на раскопах, найденный археологический материал. Напомню, обязательна для археологов по завершению сезона консервация.

О. Соколова: Мы консервируем не всё. Засыпаем объекты, которые заслуживают особого внимания, которые хотелось бы сохранить до того момента, когда на городище начнутся активные работы по его музеефикации, конечно. Так, например, у нас засыпаны две роскошные винодельни конца III – первой половины II века до нашей эры. Оставить их на поверхности в открытом виде невозможно. Это грозило бы им разрушением. Если говорить об объекте, который у нас сейчас открывается, то ряды сидений открыты, а вот архитектурные детали, которые принадлежали пропилеям, открытым на этой же площади, сданы в фонды Керченского лапидария. И сейчас на месте раскопок, там, где должны были стоять пропилеи, сделан такой небольшой макет: база колонн и небольшая часть колонн, выполненных в формах, отлитых из оригинальных деталей, для того, чтобы представить объём этих пропилей. Рядом расположен стенд, на котором размещены фотографии того, как это было найдено, и реконструкции парадного фасада пропилеи. Для того чтобы люди могли реально представить, что же здесь на самом деле было.

До конца V века Нимфей существовал как самостоятельный город-государство, даже чеканил свою монету. Но в результате экспансии Пантикапея против Феодосии, как считают специалисты, Нимфей был присоединён к Боспорскому царству. Появилась оборонительная стена. А как жители города ладили с соседями? Что производили и чем торговали? Это тоже помогают понять археологи.

О. Соколова: Ещё в XIX веке на территории Нимфейского некрополя были исследованы курганы, в которых зафиксированы элементы скифского погребального обряда. У Нимфея были свои особые взаимоотношения с окружающими варварами в отличие от городов, расположенных к северу от Нимфея. Это Теритака, Пантикапей, Мирмекий, Порстми.

В самом Нимфее при раскопках мы находим лепную керамику, которая, чаще всего, связывается именно с местными варварскими племенами, – группа керамики скифского происхождения. А есть лепная керамика, скорее всего, именно греческого производства.

А если говорить о каких-то производствах в Нимфее?

О. Соколова: Могу с уверенностью говорить о керамическом производстве. Самые ранние гончарные печи, открытые в Нимфее, находились рядом со святилищем богини земледелия и плодородия Деметры. В этой мастерской производили терракотовые статуэтки по привозным формам, а также светильники, которые играли большую роль в церемониях в честь Деметры. Кроме того, изготавливали разнообразную посуду. Причём подражающую ионийской керамике, в том числе.

Позднее в Нимфее была зафиксирована гончарная печь II-I века до нашей эры.  Но что в этой мастерской производилось, мы сказать не можем. Рядом не было найдено никаких следов производственного брака. Ещё одна керамическая мастерская датируется половиной II – началом III века нашей эры. В слоях, связанных с развалом этой мастерской, были найдены фрагменты амфор со следами брака производства. То есть, уже в римское время в Нимфее, можно говорить, производились амфоры.

Всему археологическому миру известна находка, сделанная Нимфейской экспедицией в 1982 году. И благодаря 15-летнему труду эрмитажных реставраторов человечество получило изображение ещё одного древнего корабля.

О. Соколова: В одном из помещений на южном склоне плато были найдены фрагменты штукатурки. Причём они были найдены в таком положении, что было ощущение, что их стряхнули со стены.

Это землетрясение было, быть может. Ведь они бывают в тех краях?

О. Соколова: Да, это не только наше мнение, но это и мнение специалистов из Института физики Земли, тех, кто занимается палеосейсмологией. Это землетрясение произошло где-то около середины III века до нашей эры. В результате работы наших эрмитажных реставраторов удалось восстановить облицовку двух стен помещения. Длина каждой стены – около 3 метров, максимальная. Поверхность штукатурки покрыта яркими красочными поясами – жёлтого и красного цвета, которые разделены орнаментальными поясами. И на поверхности этих полос сохранились многочисленные, процарапанные рисунки. И самый красивый рисунок – это изображение корабля "Исида". А почему мы так уверенно называем этот корабль "Исида"? На носу у него аккуратно процарапано слово "Исис". Исида – имя одной из наиболее почитаемых в птолемеевском Египте богини. Декор этого корабля позволяет говорить о том, что, скорее всего, это был египетский корабль. Это триера, но не просто торговый или военный корабль, хотя там есть и тараны тоже. Это, скорее всего, мог быть посольский, дипломатический корабль. Оформление его слишком пышное. Среди надписей есть обращение к богам. Данное помещение, данный комплекс мог быть святилищем, посвящённым морским богам, в частности, Афродите Навархиде, покровительнице моряков и мореплавания.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

Для писем: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, "Радио России", программа "Путешествие в Эрмитаж", Анне Всемирновой.

Интерактив: квашеная капуста и другие заготовки на зиму

Интерактив: квашеная капуста и другие заготовки на зиму

Начало в 10:42 "Хорошее начало"

С днем рождения, Александр Галибин!

С днем рождения, Александр Галибин!

Начало в 10:50 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Самая красивая деревня России

Самая красивая деревня России

Начало в 11:10 "Хорошее начало"

«Спасская»: детективный сюжет, неповторимая атмосфера курортного Сочи и известные актеры!

«Спасская»: детективный сюжет, неповторимая атмосфера курортного Сочи и известные актеры!

Начало в 11:20 "Хорошее начало"

Вера Алентова: "Фильм "Москва слезам не верит" перевернул мою жизнь..."

Вера Алентова: "Фильм "Москва слезам не верит" перевернул мою жизнь..."

Начало в 11:30 "Отзвуки театра" с Александром Калягиным

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Николай Долгополов: "Эти люди для Родины делали всё..."

Николай Долгополов: "Эти люди для Родины делали всё..."

Начало в 12:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 12:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

"Кавказский акцент"

"Кавказский акцент"

Начало в 13:10 "Кавказский акцент"

 Берджих Сметана  "Проданная невеста"

 Берджих Сметана  "Проданная невеста"

Начало в 13:35 "Мы очень любим оперу"

"Русский музей"

"Русский музей"

Начало в 13:45 "Русский музей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

Выпуск № 802. То да Сё №10

Выпуск № 802. То да Сё №10

Начало в 14:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

Михаил Кричман: инженерия творчества

Михаил Кричман: инженерия творчества

Начало в 15:10 "Неизвестная планета"

"Мюзик-холл"

"Мюзик-холл"

Начало в 15:35 "Мюзик-холл"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

"Бессмертные песни"

"Бессмертные песни"

Начало в 16:10 "Бессмертные песни"

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 16:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Уильямс Теннесси  "Кошка на раскалённой крыше". Продолжение

Уильямс Теннесси "Кошка на раскалённой крыше". Продолжение

Начало в 17:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

Алексей Белов из группы "Парк Горького"

Алексей Белов из группы "Парк Горького"

Начало в 18:10 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

Центральный банк и криптовалюта

Центральный банк и криптовалюта

Начало в 19:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

"Акустика"

"Акустика"

Начало в 20:10 "Акустика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 21:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

"Стадион".  Спортивная программа

"Стадион". Спортивная программа

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Золотые традиции русского балета

Золотые традиции русского балета

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа