+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
18.09.2017
18 Сентября 2017

Рассказ об Эрмитажном дворце

Сегодня мы расскажем об Эрмитажном дворце. Не совсем привычное сочетание, не правда ли? Оказывается, здание рядом с восточным ризалитом Зимнего дворца, завершающее Миллионную улицу на границе с Дворцовой площадью, и есть Эрмитажный дворец...

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

Сегодня мы расскажем об Эрмитажном дворце. Не совсем привычное сочетание, не правда ли? Если речь идёт о комплексе зданий музея на Дворцовой площади и набережной Невы, то всему миру известен Зимний дворец. А слово "Эрмитаж" объединяет все здания – и Малый Эрмитаж, и Старый Эрмитаж, и Новый Эрмитаж, и тот же Зимний дворец. Но вот оказывается, здание рядом с восточным ризалитом Зимнего дворца, завершающее Миллионную улицу на границе с Дворцовой площадью, и есть Эрмитажный дворец.

Это здание входит в архитектурный ансамбль Малого Эрмитажа и больше известно сегодня как Южный павильон. И в нём уже почти 90 лет размещается Научная библиотека Государственного Эрмитажа, точнее, её Центральная библиотека. Но до 20-х годов прошлого столетия это здание было жилым. Появилось оно при Екатерине II, а поскольку жилые покои императрицы (увы, до нас они не сохранились) находились как раз в соседствующей южной части Зимнего дворца, то становится понятным, почему этот дворец ещё имел название "Фаворитский корпус". Он был построен архитектором Ю.М. Фельтеным в 1766 году.

Жилые апартаменты ещё назывались "новые покои на садике", потому что были построены на основании Висячего сада со стороны Миллионной улицы. Заведующая Научной библиотекой Эрмитажа Евгения Ивановна Макарова проследила и восстановила историю этого здания по мемуарам и архивным документам. Е. Макарова: Этот Маленький дворец она специально построила для Григория Орлова. И что ещё тоже интересно, как Григорий Орлов сюда въехал, так до сегодняшнего дня это здание снаружи так и выглядит. Фасад остался тем же самым.

Оно несколько было перестроено с северной стороны, потому что сейчас на месте части орловских апартаментов находится Библиотечный переход из одного здания в другое. Эта парадная анфилада так всегда при всех хозяевах и оставалась. А на той половине были спальная, будуар и, по некоторым сведениям, библиотека. И чтобы попадать из неё в любое время в покои Екатерины, которые находились в юго-восточном ризалите Зимнего дворца, она занимала часть вот этого угла и первый этаж. Там были большие помещения, они назывались "Мыльная". И в этой "Мыльной" у неё даже была тоже библиотека. Конечно, из всех фаворитов можно выделить Орлова, человека незаурядного. Он был мужественным воином, и организатором он был неплохим, но он дипломатом был никудышным, и, собственно он на этом и погорел.

Граф Орлов прожил в Южном павильоне более 5 лет. После того, как императрица охладела к графу, он был отправлен в качестве посла на переговоры в Фокшаны для заключения мира с Турцией. Переговоры велись безуспешно, а тут ещё до графа дошли слухи о новом фаворите императрицы. Поспешив в Петербург, граф Орлов нашёл Маленький дворец занятым. Корнет конной гвардии Васильчиков, видимо, опасался возвращения прежнего фаворита и добился, чтобы для охраны его покоев был выделен караул. Но сам Васильчиков в "Фаворитском корпусе" долго не задержался. Императрица Екатерина II приблизила к себе ещё одного Григория. Её роман с Григорием Потёмкиным в этом дворце длился два года. Е. Макарова: Кончился любовный роман, но продолжались отношения до конца. Он единственный, кто не жил в этом доме. Он жил рядом, на том месте, где Новый Эрмитаж, был его особняк, который внешне абсолютно совпадал с этим зданием, где мы находимся.

Вот это было в 70-е годы XVII века. Он жил здесь рядом. Причём если покои Орлова и Екатерины связывал деревянный переход на деревянной арке, то точно такая же арка связывала это здание с покоями Г. Потёмкина. У него были его собственные апартаменты, у него даже сверху был разбит собственный Висячий садик. И поэтому он мог в любой момент прийти к Екатерине II, причём даже в халате, и они решали какие-то государственные дела.

То есть, это был не просто любовный союз, как с юными фаворитами, это был союз единомышленников. Доверие и уважение императрицы Григорий Потёмкин сохранил настолько, что мог рекомендовать ей молодых гвардейских офицеров, способных её заинтересовать. Завадовский, Зорич, Римский-Корсаков меняли друг друга. Дольше всех прожил в "Фаворитском корпусе" граф Александр Ланской. Летом, когда Екатерина II уезжала из Петербурга в свои загородные резиденции, в том числе и в Царское Село, он жил в своём дворце в Царском Селе.

А с возвращением императрицы в Зимний дворец возвращался в Южный павильон и он. Последним обитателем "Фаворитского корпуса" был Платон Зубов. А с кончиной Екатерины II в Южном павильоне разместились служебные квартиры дворцового ведомства. В 1830-е годы началась подготовка к строительству здания Нового Эрмитажа по проекту архитектора Лео фон Кленце. Соседние постройки были снесены, Южный павильон перестраивался.

Продолжает рассказ Евгения Ивановна Макарова. Е. Макарова: Меня-то больше интересовало, а кто здесь жил. Потому что здесь какая-то есть особая тонкая духовная аура, и мы это все замечаем. Мы – это мои читатели: известные уважаемые художники, преподаватели. Потому что как бы плохо человек себя ни чувствовал, какие-то у него головные боли, давление, но стоит войти в этот мир и закрыть за собой дверь, и всё – ты совершенно по-другому себя ощущаешь. Можно верить в это, не верить, но это есть. В этих стенах, мне так кажется, да и во всём музее, нет зла. И, видимо, это играет роль.

Здесь никого не пытали, никого не убивали, ни над кем не издевались. Здесь просто жили. Причём жили, в основном, благополучные, счастливые люди. Здесь жили фрейлины. Была такая известная фрейлина Баранова при дворе Николая I. Потом уже здесь жила Нелидова, бывшая фаворитка Николая I, о которой современники отзывались с большой симпатией и уважением. Она действительно была искренне привязана к Николаю I. Она жила здесь на пятом этаже, но этот этаж, последний, появился только тогда, когда стали готовиться к строительству Нового Эрмитажа.

И поскольку Петербург выровнен, фасады по одной линии идут, и в высоту они тоже должны были быть до конька Зимнего дворца, то это здание и было надстроено на один этаж. Но аттик фельтеновский был сохранён и поставлен уже на этот новый фасад. Последний огромный ремонт был перед строительством Нового Эрмитажа. Здание тогда было разобрано до парадного этажа полностью, и потом уже выложен был новый этаж, и чердак новый. Но ещё здесь были одно время заседания Государственного совета. Прямо в этих парадных помещениях?

Е. Макарова: В этих помещениях. Шёл ремонт старого Большого Эрмитажа и Советской лестницы, и поэтому члены Государственного совета проходили через нынешний Комендантский подъезд и по залам сюда попадали. И здесь заседал Государственный совет. Поэтому перед тем, как въехал сюда Николай Александрович, пришлось опять всё ремонтировать. Ещё в 1851 году в центре здания на созданной Чугунной лестнице был смонтирован лифт. С 1858 года Маленький дворец начали приготавливать для старшего сына императора Александра II, наследника престола Великого князя Николая Александровича.

И в 1859 году 16-летний юноша поселился здесь со своим флигель-адъютантом полковником Отто Борисовичем Рихтером, преподавателем Августом Гриммом и первой воспитательницей, няней Великого князя Скрипицыной. На акварелях художника В. Гау мы можем видеть очень точные изображения кабинета и спальни Великого князя на парадном этаже Южного павильона. Кабинет так и остался кабинетом. И мебель здесь тоже времён Александра II: книжные шкафы и стулья. Правда, теперь это рабочее место руководителя Центральной научной библиотеки Эрмитажа.

Е. Макарова: Вы можете убедиться по сохранившимся акварелям, что если мерить дворцовыми мерками, то он жил весьма скромно. Но ведь вы правильно заметили, что это были не официальные апартаменты, а это было частное жильё. Е. Макарова: Это было частное жильё, в том-то всё и дело. Понимаете, но у Григория Орлова тоже было частное жильё. Но это был XVIII век. И если у него были живописные плафоны, эти живописные куски над дверьми, камины в каждом зале, и здесь был камин, сейчас сохранился только один на Абонементе, у него были шёлковые обои, был роскошный паркет, ковры, живопись, то уже со временем эти апартаменты обрели вид жилых квартир. И у наследника, и потом у графини Толстой эти помещения так и оставались. Ещё ведь всегда надо учитывать моду и вкусы времени.

Если здесь начали с XVIII века, потом середина XIX века, и всё-таки, мне так кажется, хозяева этого дворца старались о сохранить основную планировку, фризы ведь не трогали, они же остались. Потом люстра, которая в читальном зале, она здесь висела. Эти барельефы, их рисунок остались в том же виде. И здесь, и на Абонементе тоже. Здесь был рабочий кабинет, и, соответственно, довольно нагруженный этот орнамент, но в то же время он компактный и строгий. А на месте Абонемента была спальня. И поэтому там такие игривые купидончики, амурчики резвятся на этих фризах. Но как-то народ не обращает на них внимания. И я многого сама не знала. Вот мы смотрели раньше акварель Гау "Великий князь Николай Александрович". О котором из них идёт речь? Оказывается речь шла об очень рано умершем наследнике престола Николае Александровиче.

Все дети императоров получали прекрасное образование, прекрасное воспитание, но он был особым в том смысле, что у него был большой интерес к устройству государства, он много интересовался историей. И существует мнение среди историков, что если бы он не умер, если бы получил корону, то Россия могла бы пойти по другому пути. На Великого князя Николая Александровича возлагались большие надежды. По воспоминаниям современников, его дед, император Николай I, был так взволнован и растроган рождением внука-престолонаследника, наречённого его именем, что призвал трёх своих младших сыновей Великих князей Константина, Николая и Михаила, повелел им преклонить колено перед колыбелью будущего наследника российского престола и принести ему клятву верности.

Напомним, наследника престола воспитывали и готовили к его миссии по особой программе с самого раннего детства в отличие даже от остальных детей императоров. Уже с юношеского возраста Его Императорское Высочество, наследник Цесаревич и Великий князь учился понимать, что гораздо меньше принадлежит себе, чем своему долгу. Ранняя смерть Николая Александровича (он умер в Ницце, не дожив и до 22 лет) вызвала следующие слова одного из бывших его преподавателей: "Мы оплакиваем в эти минуты смерть, в которой заключались тысячи смертей. Умирал не только человек. Умирала юность, умирала красота, умирали надежды миллионов добрых людей, умирал идеал высокого, справедливого, благородного".

О дальнейшей истории Маленького эрмитажного дворца мы поговорим с Евгенией Ивановной Макаровой, заведующей Научной библиотекой Государственного Эрмитажа в следующей программе.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

"Высокое напряжение"

"Высокое напряжение"

Начало в 18:10 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

"Факультет ненужных вещей"

"Факультет ненужных вещей"

Начало в 19:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

"Аурум" (Aurum Inutile)

"Аурум" (Aurum Inutile)

Начало в 20:10 "Аурум" (Aurum Inutile)

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 21:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

"Стадион". Итоги дня

"Стадион". Итоги дня

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

«Этот вечный Робинзон»

«Этот вечный Робинзон»

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Культурный код"

"Культурный код"

Начало в 23:10 "Культурный код"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 23:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Железная воля". Моноспектакль С.Гармаша по одноименному рассказу Н.С.Лескова. Серия 11-я

Начало в 00:10

Музыка на "Радио России"

Начало в 00:25

Время. События. Люди

Время. События. Люди

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Российский радиоуниверситет"

"Российский радиоуниверситет"

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 31-я

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 31-я

Начало в 02:30 "Литературные чтения"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Эфир от 13.07.2020 (03:10)

Эфир от 13.07.2020 (03:10)

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 03:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 04:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

В.Орлов. "Альтист Данилов". Радиоспектакль. Часть 6-я

Начало в 05:10

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа