+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
06.06.2015
6 Июня 2015

Андрей Платонов... из Воронежа

Авторская программа Леонида Варебруса - о некоторых штрихах к биографии подёнщика, помощника машиниста локомобиля, литейщика, а после октябрьского переворота 1917 года фронтового корреспондента, стрелка части особого назначения, председателя губернской комиссии по гидрофикации и инженера-мелиоратора в Воронеже Андрея Климентова, в 20-е годы уехавшего в Москву и взявшего литературный псевдоним Платонов

Воронеж. Музей. Экспозиция "Андрей Платонов"

Воронеж. Музей. Экспозиция "Андрей Платонов" Фото Леонида Варебруса

   Авторская программа Леонида Варебруса в цикле «И города созвучие имён» - о некоторых штрихах к биографии подёнщика, помощника машиниста локомобиля, литейщика, а после октябрьского переворота 1917 года фронтового корреспондента, стрелка части особого назначения, председателя губернской комиссии по гидрофикации и инженера-мелиоратора в Воронеже Андрея Климентова, одновременно поэта и публициста, в 20-е годы уехавшего в Москву и взявшего псевдоним Платонов (по имени отца, паровозного слесаря и дважды Героя Труда Платона Климентова).

   Это сегодня, воронежский люд гордится земляком, автором давно знаменитых романа «Чевенгур» и повести «Котлован», сотни раз поставленных на разных сценах  и именем которого в Воронеже названы не только улица, литературная премия, но и театральный фестиваль, ставший международным…А в годы становления писателя, уже после службы в красной армии, корреспондентской и инженерной работы, почти сразу же после первых литературных опытов ставшего опальным, не рискнувшего за него заступиться… С памятником Платонову на главной воронежской улице, рядом с улицей его же имени и еще сквером, библиотекой, гимназией – понятно, родина. С литературной премией имени Платонова, кажется, тоже, а вот с международным театральным фестивалем, естественно, платоновским и с литературным наследием писателя всё сложнее. Как и с удивительными спектаклями в местном камерном театре по сложнейшим для постановок пьесам Андрея Платоновича . С этим и будем разбираться в литературном музее имени поэта И.Никитина, на любопытной и емкой арт-экспозиции, созданной петербургском художником Эмилем Капелюшем…С книгами, подаренными музею семьей писателя, его рукописными страницами некоторых рассказов и конечно, с уникальными фотографиями, рассматривать которые мы будем с куратором выставки Ольгой Дворядкиной, а еще говорить о воронежских страницах из жизни писателя с директором театрального платоновского фестиваля и главным режиссером камерного театра Михаилом Бычковым, исследователями Олегом Ласунским и Галиной Умывакиной. Она, Умывакина, в своей недавней статье  в журнале «Воронежский телеграфъ» рассказала и о новых «страницах» в платоновском творчестве. Новых для нас, читателей. И об этом поговорим, как и о первых же и вовсе не литературных рецензиях на творческий поиск Платонова в первые десятилетия советской власти, талантливо сумевшего «открыть» для массового читателя многие странности тогдашней жизни. Да, вот, пример. За три года, с 1927 по 1930-й, Платонов создаёт свои самые значительные произведения — повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Люди труда, крестьяне, обустройство нового быта, ставшего маразмом, это тут. Новаторские по языку и содержанию, и «Котлован» и «Чевенгур» написаны «в духе мрачной абсурдистской сатиры с пародией на антиутопический мир Советского Союза времён НЭПа и коллективизации». Нынешние видение, а тогда…Ни одно из них не было опубликовано при жизни писателя. Более того, и на его беду, у объявился неожиданный рецензент, против которого никто в стране не посмел сказать НИЧЕГО.  Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь» повесть Андрея Платонова «Усомнившийся Макар»,  Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь». И это стало первым приговором. Общественным. Настоящий получит Платон, сын писателя. А сами книги  Андрея Платонова будут запрещены. И так будет повторяться не раз и не два. Находясь в печали и глубокой депрессии, Андрей Платонович публикует еще один рассказ -  «Впрок», который вызвал резкую критику и главного писателя СССР А.Фадеева и, конечно, Иосифа  Сталина, который даже отправил в  редакцию журнала «Красная новь» письмо, охарактеризовав в  нем платоновскую прозу как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения». И потребовав наказать и автора, и издателей…

   В общем, читайте и смотрите Платонова сами. Наша передача, лишь один из поводов для этого. Как и последний спектакль в Воронеже по его пьесе «14 красных избушек». Почти Оруэлл, только 30х годов еще прошлого века!  От писателя, прожившего в советском раю всего 52 года, которому 1 сентября 2014 года исполнилось бы 115 лет. Его Утопия продолжается! Кстати, опальный Иосиф Бродский, которому сегодня тоже ставят памятники, называют его именем улицы и фестивали,  в своём эссе «Катастрофы в воздухе» упоминает Андрея Платонова в одном ряду с Джеймсом ДжойсомРобертом Музилем и Францем Кафкой и даёт такую вот «справку»:

    - Платонов родился в 1899 году и умер в 1951-м от туберкулёза, заразившись от сына, освобождения которого из тюрьмы он после долгих усилий добился, для того лишь, чтобы сын умер у него на руках. С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть всё, что выпадет. По образованию инженер-мелиоратор (Платонов несколько лет работал на разных ирригационных проектах), он начал писать довольно рано, в двадцать с чем-то лет, то есть в двадцатые годы нашего века. Он участвовал в гражданской войне, работал в разных газетах и, хотя печатали его неохотно, в тридцатые годы приобрёл известность. Потом по обвинению в антисоветском заговоре был арестован его сын, потом появились первые признаки официального остракизма, потом началась Вторая мировая война, во время которой Платонов служил в армии, работая в военной газете. После войны его вынудили замолчать; его рассказ, напечатанный в 1946 году, послужил поводом для разгромной статьи на целую полосу «Литературной газеты», написанной ведущим критиком, и это был конец. После этого ему разрешали только изредка делать что-нибудь в качестве внештатного анонимного литсотрудника, например — редактировать какие-нибудь сказки для детей. Больше ничего. Но к этому времени у него обострился туберкулёз, так что он всё равно делать, в общем, почти ничего не мог. Он, его жена и дочь жили на зарплату жены, работавшей редактором; он иногда подрабатывал в качестве дворника или рабочего сцены в театре неподалёку…

Эфир от 04.04.2020 (03:30)

Эфир от 04.04.2020 (03:30)

Начало в 03:30 "Неизвестная планета"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Дорога к успеху: мюзиклы о  Бродвее

Дорога к успеху: мюзиклы о Бродвее

Начало в 04:10 "Мюзик-холл"

Эфир от 04.04.2020 (04:35)

Эфир от 04.04.2020 (04:35)

Начало в 04:35 "Ни пуха, ни пера"

"Музыка про...". Эфир от 04.04.2020 (04:50)

"Музыка про...". Эфир от 04.04.2020 (04:50)

Начало в 04:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Сергей Руднев и его "многоликая гитара"

Сергей Руднев и его "многоликая гитара"

Начало в 05:10 "Исповедь гитары". Встреча в студии "Радио России"

Иудеи в плену, Италия в пандемии

Иудеи в плену, Италия в пандемии

Начало в 05:40 "Кубок интерпретаций"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Эфир от 04.04.2020 (06:30)

Эфир от 04.04.2020 (06:30)

Начало в 06:30 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Эфир от 04.04.2020 (07:10)

Эфир от 04.04.2020 (07:10)

Начало в 07:10 "Мир российской усадьбы"

Какого рода слово "виски"?

Какого рода слово "виски"?

Начало в 07:30 "Как это по-русски?"

Музыка на "Радио России"

Музыка на "Радио России"

Начало в 07:45 Музыка на "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

"Звучит баян и льётся песня"

"Звучит баян и льётся песня"

Начало в 08:10 "Концертино"

Эфир от 04.04.2020 (08:30)

Эфир от 04.04.2020 (08:30)

Начало в 08:30 "Радиошкола детских писателей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Эфир от 04.04.2020 (09:10)

Эфир от 04.04.2020 (09:10)

Начало в 09:10 "Провенанс"

"Музыка про..."

Начало в 09:30

"Доверительный разговор"

Начало в 09:45

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Эфир от 04.04.2020 (10:10)

Эфир от 04.04.2020 (10:10)

Начало в 10:10 Музыкальная программа

Михаил Булгаков "Полотенце с петухом". Часть 1-я

Михаил Булгаков "Полотенце с петухом". Часть 1-я

Начало в 10:10 "Литературный сериал"

"Здоровая жизнь"

Начало в 10:40

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

"Музыка в событиях"

"Музыка в событиях"

Начало в 11:10 "Музыка в событиях"

Эфир от 04.04.2020 (11:30)

Эфир от 04.04.2020 (11:30)

Начало в 11:30 "О животных" с Иваном Затевахиным

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Академик Виталий Костомаров: "Язык меняется, как и все в мире"

Академик Виталий Костомаров: "Язык меняется, как и все в мире"

Начало в 12:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

О научном поиске, цель которого – остановить пандемию коронавируса

О научном поиске, цель которого – остановить пандемию коронавируса

Начало в 13:10 "Посоветуйте, доктор"

Жан Батист Люлли. "Персей"

Жан Батист Люлли. "Персей"

Начало в 13:45 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

"Виражи времени"

"Виражи времени"

Начало в 14:10 "Виражи времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

"Квадраслов. Радиоигра"

Начало в 15:10

«Джон Хьюстон». 1952 год

«Джон Хьюстон». 1952 год

Начало в 15:30 "Такой вот фокус"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа