+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
25.01.2017
25 Января 2017

Андрей Медведев: школа, образование, общество...

Скандал в московской общеобразовательной школе 1199 "Лига школ". Как минимум 20 человек обвиняют бывшего директора Сергея Бебчука и его зама Николая Изюмова в сексуальных домогательствах. О нездоровой степени элитарности образования - политический обозреватель ВГТРК Андрей Медведев

Скандал в московской общеобразовательной школе 1199 "Лига школ". Как минимум 20 человек обвиняют бывшего директора Сергея Бебчука и его зама Николая Изюмова в сексуальных домогательствах. Следственный комитет начал доследственную проверку.

Школа работала для узкого круга одаренных детей. Принимали с 7 класса, набор всего 15 человек в год. Что делали там с одарёнными детьми?

О нездоровой степени элитарности образования  политический обозреватель ВГТРК Андрей Медведев.

Каким должен быть учитель

Мне кажется, что здесь разговор, в общем, даже не про спецшколы, а про образование в целом. Хотя, что касается этой школы, нам показывали того самого директора, которого СК подозревает, а бывшие выпускники прямо обвиняют. Честно сказать, я – плохой физиономист, но нечёсаные волосы и неухоженная борода у меня всегда вызывают некоторое недоумение. Если человек не в силах следить за собой, он за детьми-то следить сможет? Возможно, я заблуждаюсь, и родители действительно не должны судить по внешнему виду учителя о том, что он из себя представляет.

Мне 41 год, я начинал учиться в советской школе и помню, как выглядела моя первая учительница Клавдия Даниловна Сурикова. Я помню, как она одевалась, как держалась, что и как говорила, какой у неё был прекрасный классический советский почерк. Я помню, как писали на доске настоящие классические школьные учителя. Наверное, из-за этого у меня несколько искажённое представление с точки зрения родителя, каким должен быть учитель. Я полагаю, что учитель должен быть опрятным, для начала следить за собой прежде, чем давать какие-то смыслы ученикам.

Ведь профессия педагога, как правильно сказал премьер Дм. Медведев, – это не про деньги. Хотите денег, идите в бизнес. Абсолютно справедливо. Я это не к тому, что учителям не должны платить. Учителям должны платить и должны платить много. Возможно, даже больше, чем в бизнесе. Но желание заработать не должно быть определяющим для того, кто выбирает для себя профессию учителя.

Желание заработать в школе означает, что ты превращаешься в менеджера, в управленца. Как говорили два предыдущих министра образования, мы должны предоставлять образовательные услуги и воспитывать потребителя этих услуг. Но так не может быть. Педагог не предоставляет услуги, он даёт ученику систему ценностей, понимания какой-то нравственной матрицы.

Спецшкола как серьёзная идеологическая и смысловая мина

Я вообще в целом не сторонник спецшкол. Я не сторонник какого-то специального образования. Я вижу в этом очень серьёзную идеологическую, смысловую мину, которая уже когда-то сработала и ещё раз может сработать. Этим детям говорили, что они не простые, а этакая маленькая элита. То же самое зачастую говорят детям в других спецшколах и школах с альтернативными видами обучения. По сути своей, всё это напоминает секту и сектантское мышление. Идёт абсолютно чёткое разделение на "они" и "мы".

Вспомните скандал со школой № 57. И учителя, и ученики формулировали какие-то вещи, из которых было видно, что это деление на "они" и "мы" в них очень глубоко заложено. Выпускники той самой 57-й школы как раз составляют костяк российской либеральной фронды. Случайно ли? Да нет, конечно. В них же закладывали эти вещи. И это было уже заложено давно, с того момента, как появились специальные математические школы ещё в Советском Союзе.

Я закончил обычную московскую школу № 743 в "Коптево". Ничего особенного в этой школе нет. Правда. Многие мои соученики по школе вполне себе успешно реализовались в жизни. Они абсолютно нормальные, социально состоявшиеся, успешные люди, отцы и матери. У многих по 2-3 ребёнка в семье, и всё хорошо.

В Российской империи не было спецшкол

Мне кажется, что всё-таки это какая-то ложная история, что в элитной школе ваши дети что-то получат, а в неэлитной не получат. В Российской империи не было специальных школ. Были лишь кадетские корпуса и юнкерские училища. То есть, было специальное военное образование. Но оно не сильно отличалось от общегражданского, гимназического. Там были добавлены другие дисциплины (военная история, тактика и т.д.). И в Российской империи в гимназиях судя по тому, как развивалась наука, учили довольно неплохо.

Появились спецшколы в советское время. Элита или быдло?

С самого начала в педагогической среде, в университетской среде и в среде партийных функционеров шла очень серьёзная полемика о том, нужно ли создавать подобные специальные школы. В 1957 году, когда это всё началось, стали говорить, что, если дети будут учиться в таких школах, непонятно, как их туда отбирать. Обязательно ли туда нужно отбирать просто талантливых детей или детей со склонностями к наукам? Этим уже проводилась некая грань: со склонностями или талантливых. Если отбирать детей, то получается, что мы их разделяем. То есть, одним детям говорим, что они не такие, как все другие, что они гораздо лучше их. Изначально создавалась особая прослойка. В итоге то же самое мы имеем сегодня в российских спецшколах: что есть люди, а есть вы, особые, прекрасные, новая элита Россия. Как сказал один папа ученика одной из таких школ, а почему его дети должны учиться в обычной районной школе, где полно детей с девиантным поведением? В переводе на русский это означает, а почему это мы должны общаться с быдлом?

Идея спецшкол изначально была многими оценена как порочная, неправильная, деструктивная. Но решение было принято другое. Сначала были математические школы, потом появились языковые спецшколы, которые стали, по сути, точно такими же заведениями, где дети воспринимали себя с самого начала "особыми". Потому что даже во времена СССР попасть в них было трудно. Как тогда в них нельзя было попасть, так и сейчас они тоже считаются не простыми. Хорошо ли это? Не знаю. Я в принципе не сторонник спецшкол как таковых. На базе любой школы создавать углублённое изучение того или иного предмета? Да, как дополнительную программу. Да, приглашать учителями преподавателей вузов. Да, читать специальные курсы лекций. Но если мы делим детей на тех, кто учится в спецшколе, и тех, кто не в спецшколе, то мы изначально в них закладываем, что кто-то из них элита, а кто-то – дерьмо.

Ремесло в  руках важнее

С другой стороны, что такое спецшкола? Когда случился кризис в 2008 году, один мой одноклассник работал в большой автодилерской компании начальником какого-то отдела. А начинал он с автомеханика. Так вот, на мой вопрос, как у него дела, он ответил, что если станет хуже, то он пойдёт снова гайки крутить и будет зарабатывать больше, потому что у него есть ремесло. Сегодня людей, которые понимают, что именно ремесло в руках куда важнее, чем некое абстрактное элитное образование или специальные программы обучения, которые сделают тебя особенного человека, стало гораздо больше.

Как реализовать на деле предложение министра образования вернуть в образование лучшие традиции советской школы?

Точно так же говорят, а как можно провести в России деприватизацию? Это же невозможно. У заводов есть собственники. Посмотрите на "дело ЮКОСа", и вы сразу поймёте, как можно в России провести деприватизацию. Для этого нужна политическая воля.

Как вернуть традиции образования? Да очень просто. Выпустить методички, материалы, создать единые учебники по предметам, принять единую школьную программу для всей страны. Думаю, что министр Васильева имеет в виду под возвращением к лучшим традициям советской школы в первую очередь то, что нужно вернуть педагогу роль, которую он играл в советской школе, который не будет ребёнку друганом или братаном, который присел на парту в растянутом свитере и, почёсывая бороду, что-то ему рассказал, а который будет для ребёнка человеком, между которым и учеником будет некая дистанция при сохранении полемики. Но полемика с преподавателем должна быть введена в определённые рамки отношений между учителем как человеком, который по призванию пришёл чему-то научить и сделать из ребёнка что-то, и учеником, как человеком, который пришёл в школу чему-то научиться.

Человек труда, или Кто более  родине-матери ценен?

Помните, при советской власти говорили: будешь плохо учиться, в ПТУ пойдёшь! Чем всё это закончилось? А закончилось это тем, что мои одноклассники, которые ушли в ПТУ, сегодня владеют автосервисами, занимаются строительством. У них всё отлично, потому что у них в руках есть ремесло, и они сегодня в этом вакууме, когда нет ни рабочих рук, ни специалистов, ни инженеров, чувствуют себя великолепно. Потому что оказалось, что человек труда, человек рабочей профессии нужен и уважаем, он является тем самым средним классом.

Вот этому тоже должна учить обновлённая в советских традициях русская школа. Она должна готовить не элитного человека, а человека труда (любого – интеллектуального или физического), учить тому, что в основе всего должен лежать труд и усилия самого человека, а также уважение к педагогу.

Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.

 

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

События, факты, комментарии

События, факты, комментарии

Начало в 18:10 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

События, факты, комментарии...

События, факты, комментарии...

Начало в 19:10 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Гость – легендарный полярник Алексей Екайкин

Гость – легендарный полярник Алексей Екайкин

Начало в 20:10 "Вечерняя смена"

Попали в переплет: 40% книжных магазинов закрыты

Попали в переплет: 40% книжных магазинов закрыты

Начало в 20:30 "Вечерняя смена"

"Вечерняя смена"

"Вечерняя смена"

Начало в 20:39 "Вечерняя смена"

Досрочный чемпион: "Зенит" во второй раз подряд выиграл РПЛ

Досрочный чемпион: "Зенит" во второй раз подряд выиграл РПЛ

Начало в 20:44 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Шинель"

"Шинель"

Начало в 21:10 "Шинель"

"Это интересно"

"Это интересно"

Начало в 21:35 "Это интересно"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

"Стадион". Итоги дня

"Стадион". Итоги дня

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

В.Орлов. "Альтист Данилов". Радиоспектакль. Часть 1-я

Начало в 22:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Джазовое настроение"

"Джазовое настроение"

Начало в 23:10 "Джазовое настроение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Железная воля". Моноспектакль С.Гармаша по одноименному рассказу Н.С.Лескова. Серия 7-я

Начало в 00:10

Время. События. Люди

Время. События. Люди

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Эпидемии в Европе: чёрная смерть, народ и короли

Эпидемии в Европе: чёрная смерть, народ и короли

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 27-я

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 27-я

Начало в 02:30 "Литературные чтения"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Триллер на "Радио России". Б.Э.Пэрис. "За закрытой дверью". Читает М.Лисовец. Серия 20-я

Начало в 03:10

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 03:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"Джазовое настроение"

"Джазовое настроение"

Начало в 04:10 "Джазовое настроение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

В.Орлов. "Альтист Данилов". Радиоспектакль. Часть 2-я

Начало в 05:10

"Голоса и звуки Земли"

"Голоса и звуки Земли"

Начало в 05:35 "Голоса и звуки Земли"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа