+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
30.03.2020
30 Марта 2020

Проблемы оптимизации общественного транспорта в регионах

Эксперт – Дмитрий Владимирович Енин, директор Института прикладных транспортных исследований.

Бесконтактная оплата в ярославских трамваях и троллейбусах

Бесконтактная оплата в ярославских трамваях и троллейбусах vesti-yaroslavl.ru

Дмитрий Владимирович Енин | tppvo.ru

Дмитрий Владимирович Енин | tppvo.ru

На какие проблемы общественного транспорта чаще всего жалуются россияне? Почему города продолжают закупать устаревший транспорт, несмотря на то, что у тех же производителей в линейке есть более современные образцы? Существует ли концепция развития общественного транспорта в российских городах?

­На связи со студией – корреспондент Веста Черноситова, город Ярославль.

В Москве 81 процент опрошенных сказали, что довольны тем, как работает общественный транспорт. За последние пять лет ситуация очень сильно изменилась. Полностью обновился транспортный парк, появились электробусы. Но в регионах проблема общественного транспорта стоит весьма остро. Больше всего жалоб поступает на расписание. Неужели нет какой-то единой концепции, единого видения, как можно было бы проработать транспортную систему во всех городах вне зависимости от того, мегаполисы ли они или небольшие города?

Дмитрий Енин: Единой общегосударственной системы нет, поскольку согласно действующему законодательству требование к организации транспортного обслуживания населения относится только к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. А федеральный уровень в этом процессе на сегодняшний день участвует только через разработку некой государственной политики. Частично в рамках национального проекта "Жильё и городская инфраструктура". В нём есть программа развития общественного транспорта.

А по факту получается, что в городах общественный транспорт развивают кто во что горазд?

Дмитрий Енин: В общем, да. На сегодняшний день вырисовывается огромный клубок проблем в данной сфере. Хотя, если касаться концепции, в качестве плюса, в 2015 году был принят 220-й федеральный закон о регулярных перевозках пассажиров, в соответствии с которым каждый субъект РФ, а также каждый город должен разрабатывать так называемый "документ планирования". И этот документ планирования на сегодняшний день является единственным официальным документом, на основании которого можно вводить, изменять или ликвидировать маршруты.

По сути, полноценных требований к нему в законодательстве нет. Там лишь написано, что этот документ определяет некий набор мероприятий, связанных с организацией перевозок. И какой это набор мероприятий, на сегодняшний день, по сути, устанавливается самими субъектами либо муниципальными образованиями. Я видел очень много этих документов и требований к разработке этих документов. Честно говоря, в большинстве случаев и те, и другие оставляют желать лучшего.

Первое. Региональные и местные органы власти очень часто сталкиваются с недостатком ресурсов различного рода – финансовых, человеческих, технических. И исходя из имеющихся у них ограничений, они, конечно, минимизируют свои возможные затраты на развитие транспортного сообщения и, в первую очередь, транспорта общего пользования. Потому что это всегда бьет по казне. Но на самом деле результат получаем ровно тот, который был озвучен населением.

Второе. По сути, нет единого взаимодействия с людьми. То есть, вроде бы видимость есть такой работы, а по факту люди не получают этой отдачи, они не видят, какой-либо заботы со стороны этих органов власти. У них вроде бы и работа есть, но результата в полном объёме нет.

Мы послушали репортаж из Ярославля о проблемах, связанных с общественным транспортом, но точно такие же проблемы существуют и в других городах России. Согласно опросу 58 процентов опрошенных в городах-миллионниках жаловались на работу общественного транспорта. Наиболее острым вопросом жители называют время ожидания на остановке. Порой люди ожидают автобус от 25 минут до часа. И как быть жителям Якутска, которым по 30-50 минут порой приходится ожидать автобуса при температуре минус 50 градусов? Раз проблемы общественного транспорта одинаковы во многих городах, нельзя ли создать какую-либо федеральную программу развития общественного транспорта, куда включить работу именно с этими конкретными проблемами, решив которые уже можно переключаться на те проблемы, которые присущи данному конкретному муниципальному образованию?

Дмитрий Енин: Не то, что бы нельзя, это нужно сделать. Более того, я – один из соавторов проектов таких документов ещё в 2008-2009 годах. Потом разрабатывал снова проект стратегии Министерства транспорта РФ уже в 2015-2016 годах, которая до сих пор без вести пропала где-то на полках.

И я соглашусь с вашим мнением, что действительно уже давно настала пора, когда нужно объединять усилия и подключать федеральный уровень к софинансированию таких проектов, потому что регионам действительно не хватает финансирования, не хватает кадровых ресурсов. Сейчас много было информации о том, что наше будущее – беспилотный транспорт. И мы тем самым лишили отрасль подрастающего поколения. Молодых водителей не хватает, их просто нет. Надо повернуть эту политику наоборот. Да и беспилотный пассажирский транспорт где-то лет через 20 только на улицы выйдет.

Какой беспилотный транспорт, если у нас в подавляющем большинстве небольших городов по-прежнему работает ПАЗ-3205, который был изобретён ещё в 70-е годы?! В этот ПАЗик чтобы пожилому человеку залезть, надо так изловчиться. Пожилая бабушка без посторонней помощи в этот автобус и не залезет никогда. У того же ПАЗа есть современные модели, есть низкопольные модели с пандусами, с уже новыми двигателями, которые работают по классу "Евро-5". Но их нет в регионах, которые по-прежнему закупают ПАЗ-3205, потому что он дешёвый.

Дмитрий Енин: Он дешёвый, потому что дешёвые тарифы. Всё это в результате выливается в общеполитическую ситуацию, что регионы не готовы поднимать тариф по понятным причинам из-за уровня заработков и пенсий населения. Но в то же время пассажирские предприятия всегда и практически во всех государствах мира убыточны. Поэтому я и сказал, что здесь необходимо федеральное софинансирование. Всё-таки пора задуматься о том, чтобы полноценно субсидировать транспорт общего пользования, потому что результат – это те же рабочие места, чтобы люди приезжали не уставшими на работу, а в удобном комфортабельном транспортном средстве. Для этого нужны деньги. И эти деньги у нас, к сожалению, ограничены, но их нужно находить. Нашли же деньги на развитие дорог, вот так же надо найти деньги на развитие транспорта общего пользования.

Окончание беседы с экспертом слушайте в записи программы.

Фальшивые купюры: проверяйте банкноты на просвет. Защитная нить у фальшивок не выглядит сплошной и ровной

Фальшивые купюры: проверяйте банкноты на просвет. Защитная нить у фальшивок не выглядит сплошной и ровной

Начало в 18:45 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

В фокусе...

В фокусе...

Начало в 19:10 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Гость эфира –  известный сценарист Александр Молчанов

Гость эфира – известный сценарист Александр Молчанов

Начало в 20:10 "Наше время". Интерактивный канал

Новые льготы для многодетных семей

Новые льготы для многодетных семей

Начало в 20:30 "Наше время". Интерактивный канал

Кирилл Разлогов: высшая лига кино с экономической точки зрения не всегда высшая с точки зрения художественной

Кирилл Разлогов: высшая лига кино с экономической точки зрения не всегда высшая с точки зрения художественной

Начало в 20:45 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Литературный сериал"

"Литературный сериал"

Начало в 21:10 "Литературный сериал"

Александр Пушкин "Евгений Онегин"

Александр Пушкин "Евгений Онегин"

Начало в 21:35 "Музыкальная литература"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Максим Скулачев: Теоретически препятствий к тому, чтобы кардинально замедлить старение, нет

Максим Скулачев: Теоретически препятствий к тому, чтобы кардинально замедлить старение, нет

Начало в 22:10 "От первого лица"

Что лучнику хорошо

Что лучнику хорошо

Начало в 22:35 "Ни пуха, ни пера"

Джузеппе Верди "Травиата"

Джузеппе Верди "Травиата"

Начало в 22:50 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Акустика"

"Акустика"

Начало в 23:10 "Акустика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Музыка как воспитатель чувств

Музыка как воспитатель чувств

Начало в 00:10 "Чайковский. И всё это музыка"

Музейщик

Музейщик

Начало в 00:35 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Выпуск № 823. Прогрессивный рок – 2021

Выпуск № 823. Прогрессивный рок – 2021

Начало в 01:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

Программа о здоровье

Программа о здоровье

Начало в 02:10 Программа о здоровье

На защите Родины

На защите Родины

Начало в 02:30 "Кавказский акцент"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

"Отзвуки театра" с Александром  Калягиным

"Отзвуки театра" с Александром Калягиным

Начало в 03:10 "Отзвуки театра" с Александром Калягиным

Александр Пушкин "Евгений Онегин"

Александр Пушкин "Евгений Онегин"

Начало в 03:35 "Музыкальная литература"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Навстречу весне

Навстречу весне

Начало в 04:10 "Фолк-альбом "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

"Мюзик-холл"

"Мюзик-холл"

Начало в 05:10 "Мюзик-холл"

"Кубок интерпретаций"

"Кубок интерпретаций"

Начало в 05:30 "Кубок интерпретаций"

"Хит-парад с Артемом Варгафтиком"

"Хит-парад с Артемом Варгафтиком"

Начало в 05:45 "Хит-парад с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 06:10 Музыкальная программа

Настоящее историческое (Praesens historicum)

Настоящее историческое (Praesens historicum)

Начало в 06:30 Настоящее историческое (Praesens historicum)

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа