+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
15.08.2019
15 Августа 2019

Аварийная посадка самолёта на подмосковное поле

Предположительно её причиной стали птицы, попавшие в двигатели. Комментирует заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий. "Россия 1"

• Самолёт, который отправлялся из Москвы в Симферополь, совершил 15 августа незапланированную посадку на кукурузное поле в Подмосковье. Обошлось без жертв. Пилоты и стюарды правильно сработали. А главное пассажиры вели себя достойно. Есть пострадавшие, они сейчас находятся в больницах. Загоревшиеся двигатели потушил экипаж.

Комментирует заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Когда аэропорт начинает функционировать, он получает различные сертификаты, в том числе и сертификат безопасности. Наверное, это означает, что вокруг аэропорта не должны птицы кружить?

В. Заболоцкий: Конечно, получая сертификат, аэропорт должен соответствовать всем нормам и требованиями полётов гражданской авиации. И в аэропорту есть раз личные службы, в том числе орнитологическая. Есть инженер по орнитологическому обеспечению полётов, и у него есть определённые обязанности. Но птица есть птица, ей не прикажешь лететь туда или сюда. Тем не менее, есть определённые закономерности, которые этот человек или служба должны учитывать и при строительстве аэродрома и при дальнейшей его эксплуатации.

Но в любом случае у самолётов существует вероятность столкновения с птицами. В своё время был подсчитан риск столкновения самолёта с птицами в зависимости от высоты полёта. До высоты 100 м – это 48 процентов. А дальше цифра идёт по убывающей, но даже на высоте свыше 5000 м можно встретиться с птицей. Хотя процент и небольшой, но все равно это возможно. Ну а дальше всё зависит от того, куда эта птица попадёт и какого она размера.

Говорят, что на пути самолёта сначала были чайки и вороны, а потом договорились даже до уток. Птица могла быть любой. Но человек или служба, которые за это отвечают, должны какие-то практические меры принимать. Да, птицам никто не указ, но с птицами можно бороться, их, в конце концом, можно отпугивать. Подобным занимаются во всех аэропортах мира.

В. Заболоцкий: И у нас существуют определённые методы и способы для отпугивания птиц, а также определения мест их гнездования с целью вывода их из данного района. Я этот аэродром прекрасно знаю, потому что я на нём всю жизнь проработал в Лётном исследовательском институте. И знаю, как там порой эти чайки себя ведут. В школе лётчиков-испытателей полёты начинались где-то в 5-6 часов утра, и, как правило, рёв двигателей всегда отпугивал этих чаек. Но там есть одна особенность. Рядом протекает река Москва. А также рядом есть и городская свалка. Поэтому чайки очень часто там гнездуются. И, естественно приносят всё что угодно порой на полосу. Бывает, когда нет полётов, особенно в ночное время, они садятся на полосу, потому что она в дневное время нагревается. Поэтому в ночное время птицы садятся прямо на полосу, и там сидят, потому что им тепло.

Москву-реку с её руслом перенести не получится, а вот со свалкой точно нужно разобраться в экстренном порядке.

В. Заболоцкий: Конечно. Но, как правило, начинает побеждать муниципальная сторона, которая не знает, куда ей нужно будет выбрасывать мусор, и она прибегает к запугиванию.

Есть ещё и другой момент. Город начинает ужимать район аэропорта. В данной ситуации ребятам в какой-то мере повезло. Они взлетали тем курсом, где были ровные заливные поля у Москвы-реки. Ранее у нас там было несколько посадок на грунт. То есть, им было куда сесть. А если бы они взлетали в другую сторону, возникли бы проблемы.

Когда строится аэродром с аэропортом, учитывается всё: роза ветров, экологическая обстановка и масса других различных факторов. Но, как правило, после постройки начинается городская вакханалия, потому что все пытаются подобраться поближе к аэропорту и начинают его ужимать. Был прекрасный аэропорт "Быково". Застроили всё вокруг так, что пришлось закрыть аэропорт.

Это вопрос к властям. В советское время были же очень жёсткие нормы: ближе такого-то расстояния вообще ничего построить было нельзя.

В. Заболоцкий: Нормы нормами, а землю можно продать и сразу получить достаточно хорошие деньги. Поэтому, естественно, власти на это смотрят нестрого. Вообще по закону положено любое строительство в районе аэродрома согласовывать с аэродромными службами. Это так положено. Однако, когда в Тушине стали строить здания, они все были согласованы высотой до девяти этажей, а потом построили "Алые паруса", и аэродром сразу закрыли.

В данной ситуации абсолютно было бы безграмотным на шасси садиться вне аэродрома. У нас есть "хороший пример" того, что произошло с "Суперджетом". Там была достаточно грубая посадка (здесь же была посадка аварийная). И даже при такой грубой посадке шасси повредили конструкцию самолёта, в результате чего хлынуло топливо и начался пожар. В данной ситуации вообще всегда рекомендовано садиться на фюзеляж. И, кстати, пассажиры даже не почувствовали этой посадки. Потому что фюзеляж длинный, поверхность у него ровная. И в данном случае он фактически проскользил по полю как на лыжах.

Имело ли значение для посадки то, что самолёт садился на поле с нескошенной кукурузой?

В. Заболоцкий: Для этого самолёта кукуруза, конечно, была спасением. Если бы это был маленький самолёт, то была бы катастрофа. Потому что, если садиться на высокую траву на небольшом самолёте, трава начинает хватать его за крылья и обязательно перевернёт самолёт. А здесь большой самолёт, и кукуруза сыграла роль подстилающей поверхности, которая лишь помогла самолёту скользить.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Поле и Обитатель Поля

Поле и Обитатель Поля

Начало в 14:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

Эфир от 20.10.2019 (15:10)

Эфир от 20.10.2019 (15:10)

Начало в 15:10 "Космический урок"

"Время помнить". Совместный проект "Радио России" и Центрального музея Великой Отечественной войны

Начало в 15:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

Мемориальный музей, где все подлинное ("Дом в Клину")

Мемориальный музей, где все подлинное ("Дом в Клину")

Начало в 16:10 "Чайковский". Авторская программа Дмитрия Бертмана

Группа "Цветы" отмечает полувековой юбилей

Группа "Цветы" отмечает полувековой юбилей

Начало в 16:35 "Арт-площадка"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Эдвард Олби "Все кончено". Продолжение

Эдвард Олби "Все кончено". Продолжение

Начало в 17:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

Битва за Арктику: что будет, когда растают северные льды?

Битва за Арктику: что будет, когда растают северные льды?

Начало в 18:10 "Неизвестная планета"

Вы нам писали

Вы нам писали

Начало в 18:35 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

Фольклор уходит в Интернет?

Фольклор уходит в Интернет?

Начало в 19:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Эфир от 20.10.2019 (20:10)

Эфир от 20.10.2019 (20:10)

Начало в 20:10 "С доставкой на дом"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 20.10.2019 (22:10)

Эфир от 20.10.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Алексей Кольцов – первый в России поэт-песенник

Алексей Кольцов – первый в России поэт-песенник

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Эфир от 20.10.2019 (23:10)

Эфир от 20.10.2019 (23:10)

Начало в 23:10 "Частная коллекция"

Эфир от 20.10.2019 (23:35)

Эфир от 20.10.2019 (23:35)

Начало в 23:35 "Голоса и звуки Земли"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Федор Достоевский "Раскольников" Серия 6-я

Федор Достоевский "Раскольников" Серия 6-я

Начало в 00:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 00:25

Эфир от 21.10.2019 (00:35)

Эфир от 21.10.2019 (00:35)

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Эфир от 21.10.2019 (01:10)

Начало в 01:10 "Это интересно"

Эфир от 21.10.2019 (01:35)

Эфир от 21.10.2019 (01:35)

Начало в 01:35 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа