+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
15.08.2019
15 Августа 2019

Аварийная посадка самолёта на подмосковное поле

Предположительно её причиной стали птицы, попавшие в двигатели. Комментирует заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий. "Россия 1"

• Самолёт, который отправлялся из Москвы в Симферополь, совершил 15 августа незапланированную посадку на кукурузное поле в Подмосковье. Обошлось без жертв. Пилоты и стюарды правильно сработали. А главное пассажиры вели себя достойно. Есть пострадавшие, они сейчас находятся в больницах. Загоревшиеся двигатели потушил экипаж.

Комментирует заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Когда аэропорт начинает функционировать, он получает различные сертификаты, в том числе и сертификат безопасности. Наверное, это означает, что вокруг аэропорта не должны птицы кружить?

В. Заболоцкий: Конечно, получая сертификат, аэропорт должен соответствовать всем нормам и требованиями полётов гражданской авиации. И в аэропорту есть раз личные службы, в том числе орнитологическая. Есть инженер по орнитологическому обеспечению полётов, и у него есть определённые обязанности. Но птица есть птица, ей не прикажешь лететь туда или сюда. Тем не менее, есть определённые закономерности, которые этот человек или служба должны учитывать и при строительстве аэродрома и при дальнейшей его эксплуатации.

Но в любом случае у самолётов существует вероятность столкновения с птицами. В своё время был подсчитан риск столкновения самолёта с птицами в зависимости от высоты полёта. До высоты 100 м – это 48 процентов. А дальше цифра идёт по убывающей, но даже на высоте свыше 5000 м можно встретиться с птицей. Хотя процент и небольшой, но все равно это возможно. Ну а дальше всё зависит от того, куда эта птица попадёт и какого она размера.

Говорят, что на пути самолёта сначала были чайки и вороны, а потом договорились даже до уток. Птица могла быть любой. Но человек или служба, которые за это отвечают, должны какие-то практические меры принимать. Да, птицам никто не указ, но с птицами можно бороться, их, в конце концом, можно отпугивать. Подобным занимаются во всех аэропортах мира.

В. Заболоцкий: И у нас существуют определённые методы и способы для отпугивания птиц, а также определения мест их гнездования с целью вывода их из данного района. Я этот аэродром прекрасно знаю, потому что я на нём всю жизнь проработал в Лётном исследовательском институте. И знаю, как там порой эти чайки себя ведут. В школе лётчиков-испытателей полёты начинались где-то в 5-6 часов утра, и, как правило, рёв двигателей всегда отпугивал этих чаек. Но там есть одна особенность. Рядом протекает река Москва. А также рядом есть и городская свалка. Поэтому чайки очень часто там гнездуются. И, естественно приносят всё что угодно порой на полосу. Бывает, когда нет полётов, особенно в ночное время, они садятся на полосу, потому что она в дневное время нагревается. Поэтому в ночное время птицы садятся прямо на полосу, и там сидят, потому что им тепло.

Москву-реку с её руслом перенести не получится, а вот со свалкой точно нужно разобраться в экстренном порядке.

В. Заболоцкий: Конечно. Но, как правило, начинает побеждать муниципальная сторона, которая не знает, куда ей нужно будет выбрасывать мусор, и она прибегает к запугиванию.

Есть ещё и другой момент. Город начинает ужимать район аэропорта. В данной ситуации ребятам в какой-то мере повезло. Они взлетали тем курсом, где были ровные заливные поля у Москвы-реки. Ранее у нас там было несколько посадок на грунт. То есть, им было куда сесть. А если бы они взлетали в другую сторону, возникли бы проблемы.

Когда строится аэродром с аэропортом, учитывается всё: роза ветров, экологическая обстановка и масса других различных факторов. Но, как правило, после постройки начинается городская вакханалия, потому что все пытаются подобраться поближе к аэропорту и начинают его ужимать. Был прекрасный аэропорт "Быково". Застроили всё вокруг так, что пришлось закрыть аэропорт.

Это вопрос к властям. В советское время были же очень жёсткие нормы: ближе такого-то расстояния вообще ничего построить было нельзя.

В. Заболоцкий: Нормы нормами, а землю можно продать и сразу получить достаточно хорошие деньги. Поэтому, естественно, власти на это смотрят нестрого. Вообще по закону положено любое строительство в районе аэродрома согласовывать с аэродромными службами. Это так положено. Однако, когда в Тушине стали строить здания, они все были согласованы высотой до девяти этажей, а потом построили "Алые паруса", и аэродром сразу закрыли.

В данной ситуации абсолютно было бы безграмотным на шасси садиться вне аэродрома. У нас есть "хороший пример" того, что произошло с "Суперджетом". Там была достаточно грубая посадка (здесь же была посадка аварийная). И даже при такой грубой посадке шасси повредили конструкцию самолёта, в результате чего хлынуло топливо и начался пожар. В данной ситуации вообще всегда рекомендовано садиться на фюзеляж. И, кстати, пассажиры даже не почувствовали этой посадки. Потому что фюзеляж длинный, поверхность у него ровная. И в данном случае он фактически проскользил по полю как на лыжах.

Имело ли значение для посадки то, что самолёт садился на поле с нескошенной кукурузой?

В. Заболоцкий: Для этого самолёта кукуруза, конечно, была спасением. Если бы это был маленький самолёт, то была бы катастрофа. Потому что, если садиться на высокую траву на небольшом самолёте, трава начинает хватать его за крылья и обязательно перевернёт самолёт. А здесь большой самолёт, и кукуруза сыграла роль подстилающей поверхности, которая лишь помогла самолёту скользить.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Эфир от 06.06.2020 (23:10)

Эфир от 06.06.2020 (23:10)

Начало в 23:10 "Рассказы разных лет"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 23:40 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Страсти по Страстям по Матфею. 5-я серия. От поношения к поклонению

Страсти по Страстям по Матфею. 5-я серия. От поношения к поклонению

Начало в 00:10 "Барочная практика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Час рок-премьер

Час рок-премьер

Начало в 01:10 "Восьмая нота"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 02:10 Музыкальная программа

Эволюция манипуляторной активности приматов

Эволюция манипуляторной активности приматов

Начало в 02:25 "О животных" с Иваном Затевахиным

Музыка на "Радио России"

Начало в 02:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Эфир от 07.06.2020 (03:10)

Эфир от 07.06.2020 (03:10)

Начало в 03:10 "От пролога к эпилогу"

Музыка на "Радио России"

Начало в 03:40

Эфир от 07.06.2020 (03:50)

Эфир от 07.06.2020 (03:50)

Начало в 03:50 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Эфир от 07.06.2020 (04:10)

Эфир от 07.06.2020 (04:10)

Начало в 04:10 "Три сюжета с предисловием"

Эфир от 07.06.2020 (04:35)

Эфир от 07.06.2020 (04:35)

Начало в 04:35 "Фолк-альбом "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 05:10 Музыкальная программа

"Наше дело правое". История оружия Победы

"Наше дело правое". История оружия Победы

Начало в 05:30 "Наше дело правое". История оружия Победы

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Эфир от 07.06.2020 (06:30)

Эфир от 07.06.2020 (06:30)

Начало в 06:30 "Саундтрек"

Спортзал "Радио России"

Спортзал "Радио России"

Начало в 06:50 Спортзал "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Эфир от 07.06.2020 (07:10)

Эфир от 07.06.2020 (07:10)

Начало в 07:10 "Мир российской усадьбы"

"Музыка про...". Эфир от 07.06.2020 (07:30)

"Музыка про...". Эфир от 07.06.2020 (07:30)

Начало в 07:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Эфир от 07.06.2020 (08:10)

Эфир от 07.06.2020 (08:10)

Начало в 08:10 "Кошки-мышки, сказки-книжки"

"Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем"

"Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем"

Начало в 08:20 "Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 08:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Воскресный взгляд: в фокусе

Воскресный взгляд: в фокусе

Начало в 09:10 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Воскресный калейдоскоп

Воскресный калейдоскоп

Начало в 10:10 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа