+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
15.08.2019
15 Августа 2019

Аварийная посадка самолёта на подмосковное поле

Предположительно её причиной стали птицы, попавшие в двигатели. Комментирует заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий. "Россия 1"

• Самолёт, который отправлялся из Москвы в Симферополь, совершил 15 августа незапланированную посадку на кукурузное поле в Подмосковье. Обошлось без жертв. Пилоты и стюарды правильно сработали. А главное пассажиры вели себя достойно. Есть пострадавшие, они сейчас находятся в больницах. Загоревшиеся двигатели потушил экипаж.

Комментирует заслуженный лётчик-испытатель России Виктор Васильевич Заболоцкий.

Когда аэропорт начинает функционировать, он получает различные сертификаты, в том числе и сертификат безопасности. Наверное, это означает, что вокруг аэропорта не должны птицы кружить?

В. Заболоцкий: Конечно, получая сертификат, аэропорт должен соответствовать всем нормам и требованиями полётов гражданской авиации. И в аэропорту есть раз личные службы, в том числе орнитологическая. Есть инженер по орнитологическому обеспечению полётов, и у него есть определённые обязанности. Но птица есть птица, ей не прикажешь лететь туда или сюда. Тем не менее, есть определённые закономерности, которые этот человек или служба должны учитывать и при строительстве аэродрома и при дальнейшей его эксплуатации.

Но в любом случае у самолётов существует вероятность столкновения с птицами. В своё время был подсчитан риск столкновения самолёта с птицами в зависимости от высоты полёта. До высоты 100 м – это 48 процентов. А дальше цифра идёт по убывающей, но даже на высоте свыше 5000 м можно встретиться с птицей. Хотя процент и небольшой, но все равно это возможно. Ну а дальше всё зависит от того, куда эта птица попадёт и какого она размера.

Говорят, что на пути самолёта сначала были чайки и вороны, а потом договорились даже до уток. Птица могла быть любой. Но человек или служба, которые за это отвечают, должны какие-то практические меры принимать. Да, птицам никто не указ, но с птицами можно бороться, их, в конце концом, можно отпугивать. Подобным занимаются во всех аэропортах мира.

В. Заболоцкий: И у нас существуют определённые методы и способы для отпугивания птиц, а также определения мест их гнездования с целью вывода их из данного района. Я этот аэродром прекрасно знаю, потому что я на нём всю жизнь проработал в Лётном исследовательском институте. И знаю, как там порой эти чайки себя ведут. В школе лётчиков-испытателей полёты начинались где-то в 5-6 часов утра, и, как правило, рёв двигателей всегда отпугивал этих чаек. Но там есть одна особенность. Рядом протекает река Москва. А также рядом есть и городская свалка. Поэтому чайки очень часто там гнездуются. И, естественно приносят всё что угодно порой на полосу. Бывает, когда нет полётов, особенно в ночное время, они садятся на полосу, потому что она в дневное время нагревается. Поэтому в ночное время птицы садятся прямо на полосу, и там сидят, потому что им тепло.

Москву-реку с её руслом перенести не получится, а вот со свалкой точно нужно разобраться в экстренном порядке.

В. Заболоцкий: Конечно. Но, как правило, начинает побеждать муниципальная сторона, которая не знает, куда ей нужно будет выбрасывать мусор, и она прибегает к запугиванию.

Есть ещё и другой момент. Город начинает ужимать район аэропорта. В данной ситуации ребятам в какой-то мере повезло. Они взлетали тем курсом, где были ровные заливные поля у Москвы-реки. Ранее у нас там было несколько посадок на грунт. То есть, им было куда сесть. А если бы они взлетали в другую сторону, возникли бы проблемы.

Когда строится аэродром с аэропортом, учитывается всё: роза ветров, экологическая обстановка и масса других различных факторов. Но, как правило, после постройки начинается городская вакханалия, потому что все пытаются подобраться поближе к аэропорту и начинают его ужимать. Был прекрасный аэропорт "Быково". Застроили всё вокруг так, что пришлось закрыть аэропорт.

Это вопрос к властям. В советское время были же очень жёсткие нормы: ближе такого-то расстояния вообще ничего построить было нельзя.

В. Заболоцкий: Нормы нормами, а землю можно продать и сразу получить достаточно хорошие деньги. Поэтому, естественно, власти на это смотрят нестрого. Вообще по закону положено любое строительство в районе аэродрома согласовывать с аэродромными службами. Это так положено. Однако, когда в Тушине стали строить здания, они все были согласованы высотой до девяти этажей, а потом построили "Алые паруса", и аэродром сразу закрыли.

В данной ситуации абсолютно было бы безграмотным на шасси садиться вне аэродрома. У нас есть "хороший пример" того, что произошло с "Суперджетом". Там была достаточно грубая посадка (здесь же была посадка аварийная). И даже при такой грубой посадке шасси повредили конструкцию самолёта, в результате чего хлынуло топливо и начался пожар. В данной ситуации вообще всегда рекомендовано садиться на фюзеляж. И, кстати, пассажиры даже не почувствовали этой посадки. Потому что фюзеляж длинный, поверхность у него ровная. И в данном случае он фактически проскользил по полю как на лыжах.

Имело ли значение для посадки то, что самолёт садился на поле с нескошенной кукурузой?

В. Заболоцкий: Для этого самолёта кукуруза, конечно, была спасением. Если бы это был маленький самолёт, то была бы катастрофа. Потому что, если садиться на высокую траву на небольшом самолёте, трава начинает хватать его за крылья и обязательно перевернёт самолёт. А здесь большой самолёт, и кукуруза сыграла роль подстилающей поверхности, которая лишь помогла самолёту скользить.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Выпуск 830. Бинг Кросби

Выпуск 830. Бинг Кросби

Начало в 17:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

Музыка покорения космоса

Музыка покорения космоса

Начало в 18:10 "Нашли время"

Как меняются идеалы красоты

Как меняются идеалы красоты

Начало в 18:41 "Нашли время"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

Фан-клубы звезд 90-х

Фан-клубы звезд 90-х

Начало в 19:10 "Нашли время"

Новости спорта с Андреем Кудряшовым

Новости спорта с Андреем Кудряшовым

Начало в 19:30 "Нашли время"

IL: Илья Иванов

IL: Илья Иванов

Начало в 19:45 "Нашли время"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Памяти Эмиля Верника

Памяти Эмиля Верника

Начало в 20:10 "Такой разный театр"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Дмитрий Андрианов: композитор, гитарист, преподаватель

Дмитрий Андрианов: композитор, гитарист, преподаватель

Начало в 21:10 "Исповедь гитары". Встреча в студии "Радио России"

Легкое меццо. Молодая певица Мария Катаева

Легкое меццо. Молодая певица Мария Катаева

Начало в 21:35 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Космонавт № 100 Олег Котов: Первые минуты после взлета командир – как спортсмен на старте

Космонавт № 100 Олег Котов: Первые минуты после взлета командир – как спортсмен на старте

Начало в 22:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

Брамс. Кларнет или альт

Брамс. Кларнет или альт

Начало в 22:35 "Кубок интерпретаций"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Секрет "Дамского счастья" и музыкальные эксперименты "Новой оперы"

Секрет "Дамского счастья" и музыкальные эксперименты "Новой оперы"

Начало в 23:10 "Ключевые знаки"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Эфир от 12.04.2021 (00:10)

Эфир от 12.04.2021 (00:10)

Начало в 00:10 "Встреча с песней"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Психоонкология

Психоонкология

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

Программа о здоровье

Программа о здоровье

Начало в 02:10 Программа о здоровье

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

Евгений Федоров. "Каменный пояс". Книга 3-я "Хозяин каменных гор". Том 1-й. Серия 34-я

Евгений Федоров. "Каменный пояс". Книга 3-я "Хозяин каменных гор". Том 1-й. Серия 34-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Андрей Суздальцев. "Больше чем небо – Дорога в Космос". Часть 1-я

Андрей Суздальцев. "Больше чем небо – Дорога в Космос". Часть 1-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 03:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Эфир от 12.04.2021 (04:10)

Эфир от 12.04.2021 (04:10)

Начало в 04:10 "Максимова"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа