+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
20.08.2019
20 Августа 2019

Сколько времени требуется на выполнение домашних заданий

Комментарий от ведущего научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Олега Дмитриевича Фёдорова.

Олег Дмитриевич Фёдоров | фото НИУ-ВШЭ

Олег Дмитриевич Фёдоров | фото НИУ-ВШЭ /hse.ru/

Роспотребнадзор вычислил время, которое школьники должны тратить на выполнение домашних заданий.

Одного не могу понять: дети все разные, на выполнение одного и того же задания одному ребёнку нужно пять минут, другому – пять часов. Роспотребнадзор, когда считал время, какого он себе ученика представлял? Можете описать портрет этого ученика?

О. Фёдоров: Мне кажется, как и много в нашем образовании, наверное, как и в любой другой большой системе образования, всё делается в расчёте на некое усреднённое понимание того, сколько времени нужно. Затраты времени и трудоёмкость считаются…

От балды?

О. Фёдоров: Я хотел избежать таких не очень политкорректных терминов, но, вообще говоря, да. Это очень умозрительное представление. Серьёзных научных исследований на предмет того, как меняется скорость мышления, какая разница в скорости при выполнении тех или иных заданий у различных учеников, просто нет. И я не вижу, что они будут когда-то проведены в обозримом будущем. Тем не менее, это важная история. И здесь принципиальный вопрос заключается ещё и в том, что много говорится об отказе от домашних заданий как таковых. Это вызывает определённое сопротивление со стороны учительского корпуса, потому что все те, кто работал в школе, представляют, что закрепить материал все равно нужно дома, что ученику нужно остаться один на один с материалом, чтобы всё-таки как-то его осмыслить. Думаю, что наше стремление контролировать и регламентировать всё не очень оправдано с научной точки зрения. Все подобные циркуляры, которые бесконечно появляются, серьёзно мешают работать учителю и завучу.

Роспотребнадзор, видимо, выпустил всё-таки рекомендации. Не уверена, что они будут обязательны для учителей. Но если вдруг учителей заставят ориентироваться на эти параметры, то получается, что учитель должен будет сидеть дома и формировать для умозрительного ученика примерное домашнее задание, понимая, что ученик точно на что-то потратит полтора часа во втором-третьем классе, а в пятом классе ученику на какое-то задание потребуется 2,5 часа? Так что ли будет происходить?

О. Фёдоров: Я оптимист. Но хочу сказать одно: на самом деле домашние задания, их объёмы и стремление регулировать их каким-то образом, хуже всего отражаются на детях-отличниках и на детях-перфекционистах, потому что именно эта категория обучающихся стремится выполнять всегда всё. И когда они понимают, что у них не хватает времени и сил на домашнее задание, у них возникает стресс. Ну и дальше понятно, что происходит. Среднестатистический троечник не будет выполнять задание, будь в нём или одна задачка по математике, или десять задач. Мы должны понимать, что реальность серьёзно отличается от наших представлений об этой реальности. Потому что мы думаем, что, если учитель задал домашнее задание, значит, все пошли его делать. Но это далеко не так. И поэтому возникают вопросы. Мне кажется, если подводить черту под разговором про домашние задания как форму учебной деятельности, то они должны каким-то существенным образом видоизмениться, трансформироваться, они должны перестать быть рутинными операциями и должны носить какой-то более интересный формат для детей, которые могут действительно самореализовываться через эти задания.

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Незапланированные каникулы: чем занять детей и как соорганизоваться семье

Незапланированные каникулы: чем занять детей и как соорганизоваться семье

Начало в 09:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Кафе и рестораны с 1 января 2021 не смогут включать в чек чаевые

Кафе и рестораны с 1 января 2021 не смогут включать в чек чаевые

Начало в 10:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Творческое объединение "Московский народный хор"

Творческое объединение "Московский народный хор"

Начало в 11:10 "Странствия с Сергеем Старостиным"

"Детский вопрос"

"Детский вопрос"

Начало в 11:30 "Детский вопрос"

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

События, факты, комментарии

События, факты, комментарии

Начало в 12:10 "Актуально"

Наши войска в Сирии: 5-летний опыт

Наши войска в Сирии: 5-летний опыт

Начало в 12:15 "Актуально"

Традиции президентских выборов в США меняются: вместо дебатов – перебранка с хамством

Традиции президентских выборов в США меняются: вместо дебатов – перебранка с хамством

Начало в 12:25 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Юридическая защита национального наследия в России и зарубежных странах

Юридическая защита национального наследия в России и зарубежных странах

Начало в 13:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

"Действующие лица"

"Действующие лица"

Начало в 14:10 "Действующие лица"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

"Будьте здоровы"

Начало в 15:10

Кому принадлежит тротуар: пешеходу или велосипедисту?

Кому принадлежит тротуар: пешеходу или велосипедисту?

Начало в 15:25 "Специально для "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

В Новосибирске появятся "умные" остановки

В Новосибирске появятся "умные" остановки

Начало в 16:10 "Разное время. Радиоканал"

Детские площадки оборудуют по единому стандарту

Детские площадки оборудуют по единому стандарту

Начало в 16:20 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Расселение жителей из аварийных домов

Расселение жителей из аварийных домов

Начало в 17:10 "Разное время. Радиоканал"

В России планируют создать сеть "музеев здоровья"

В России планируют создать сеть "музеев здоровья"

Начало в 17:45 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

События, факты, комментарии

События, факты, комментарии

Начало в 18:10 "Наше время". Интерактивный канал

«Спутник V» и «ЭпиВакКорона» – принципиальные различия вакцин

«Спутник V» и «ЭпиВакКорона» – принципиальные различия вакцин

Начало в 18:15 "Наше время". Интерактивный канал

Ковид, "мнимый больной" и осеннее обострение

Ковид, "мнимый больной" и осеннее обострение

Начало в 18:35 "Наше время". Интерактивный канал

Губернатор Камчатки: в регионе создадут "Министерство счастья"

Губернатор Камчатки: в регионе создадут "Министерство счастья"

Начало в 18:50 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

В фокусе...

В фокусе...

Начало в 19:10 "Наше время". Интерактивный канал

СК РФ планирует аресты мужчин, прибегших к помощи суррогатных матерей для рождения детей

СК РФ планирует аресты мужчин, прибегших к помощи суррогатных матерей для рождения детей

Начало в 19:20 "Наше время". Интерактивный канал

ФСИН готовится к ликвидации фальшивых колл-центров в тюрьмах

ФСИН готовится к ликвидации фальшивых колл-центров в тюрьмах

Начало в 19:30 "Наше время". Интерактивный канал

Граждане смогут защитить себя от звонков спамеров

Граждане смогут защитить себя от звонков спамеров

Начало в 19:41 "Наше время". Интерактивный канал

Международный день музыки

Международный день музыки

Начало в 19:50 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Гость эфира – Павел Кашин

Гость эфира – Павел Кашин

Начало в 20:10 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа