+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
27.08.2019
27 Августа 2019

Норвегия засомневалась в целесообразности Севморпути

Эта страна хочет провести его проверку на соответствие экологическим стандартам. Точка зрения профессора кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД доктора исторических наук Льва Сергеевича Воронкова.

Профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД Лев Сергеевич Воронков

Профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД Лев Сергеевич Воронков

Корреспондент газеты "Известия" взял у интервью у министра иностранных дел Норвегии, в котором была затронута тема Северного морского пути. И много чего интересного мы о норвежском взгляде на этот проект узнали. Во-первых, Норвегия не видит экономического смысла в нём. И, во-вторых, выражает озабоченность состоянием экологии.

Экономический смысл Севморпути мы обсуждать не будем. Норвегия его не видит, и слава богу. Хочется понять тезис о том, что Норвегия собирается проверить состояние экологии на всём протяжении Северного морского пути. А Норвегия вообще имеет на это право?

Л. Воронков: Действительно, странно слышать такое заявление, тем более от министра иностранных дел. Как известно, в 1996 году был создан Арктический совет. Это форум сотрудничества в целях содействия взаимодействию государств-членов в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Арктики. В его работе, помимо 8 арктических государств и 6 постоянных неправительственных участников, представляющих коренные народы Арктики, принимают участие 13 государств-наблюдателей и большое количество наблюдателей из числа международных неправительственных и межправительственных организаций. При этом главная особенность Арктического совета состоит в том, что решения на форумах принимаются консенсусом. У Арктического совета есть шесть рабочих групп, в том числе по сохранению Арктики, мониторингу и оценке её состояния, предотвращения чрезвычайных ситуаций, защите морской среды. В случае возникновения потребностей и в случае согласия других членов Арктического совета можно создать и другие тематические группы. Поэтому, если рабочая группа работает над той или иной проблемой, включая в том числе проблемы окружающей среды, то у рабочей группы имеются и мандат, утверждённый консенсусом (всем государствами-членами), и туда входят представители национальных правительственных ведомств постоянных участников. Эти рабочие группы отвечают за практическое исполнение программ и проектов, утверждённых министерскими встречами.

Если у Норвегии есть то или иное предложение, в том числе по проверке экологичности Северного морского пути, ей следует внести такое предложение на министерскую встречу Совета или сделать эту идею частью программы председательства Норвегии в Арктическом совете. Сейчас председателем является Исландия на период с 2019 по 2021 годы. Если идея получит поддержку консенсусом, то она будет воплощена в жизнь. Однако в практике деятельности Арктического совета не было случаев, когда одна страна по собственной инициативе пыталась бы осуществить программу или проект, затрагивающий суверенитет других государств-членов, без их согласия. Мне кажется, что этого и не будет. Все решения, одобряемые консенсусом в Арктическом совете, исполняются государствами-членами добровольно и так, как они считают для себя приемлемым и соответствующим их интересам.

Надо напомнить, что трасса Северного морского пути проходит по водам с различным юридическим статусом, включая внутренние территориальные моря, на которые распространяется полный суверенитет России. Хотелось бы знать, как видят себе норвежцы вероятность того, что они придут в воды под суверенитетом России и начнут что-то там проверять без согласия России? Хотелось бы в то же время посмотреть, как бы реагировала сама Норвегия, если бы Россия некие объекты в территориальных или внутренних водах Норвегии захотела бы проверить без ведома и согласия самих норвежцев. Поэтому мне кажется, что в этом есть какая-то недоговорённость.

И я бы хотел затронуть ещё вот какой вопрос. Думаю, что у Арктического совета достаточно возможностей для проверки экологичности всего, чего захотите. Более того, Северный морской путь не является общедоступной международной транспортной трассой.

Большая часть Северного морского пути – это российская территория, российские внутренние воды.

Как следует из интервью, Норвегия пока не представляет, как Россия сможет обеспечить безопасность судоходства в арктических водах на всём протяжении трассы. Такое ощущение, что Норвегия, которую не зовут в проект Северного морского пути, просто стала выпендриваться.

Л. Воронков: В мире давно есть желающие интернационализировать Северный морской путь. Но он является традиционной, исторически сложившейся национальной транспортной артерией. И мы будем контролировать, что там происходит, в том числе экологию. Нам помощников в этом плане не требуется. Ну а если вдруг есть какие-то инициативы, то есть Арктический совет, давайте там решать эти вопросы.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Вести

Вести

Начало в 01:00 Вести

"Восьмая нота"

"Восьмая нота"

Начало в 01:12 "Восьмая нота"

Вести

Вести

Начало в 02:00 Вести

Литературный сериал

Литературный сериал

Начало в 02:10 Литературный сериал

Спортивное поведение

Спортивное поведение

Начало в 02:35 Спортивное поведение

Программа о здоровье

Программа о здоровье

Начало в 02:45 Программа о здоровье

Вести

Вести

Начало в 03:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 03:12 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 04:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 04:12 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 05:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 05:12 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 06:00 Вести

Литературный сериал

Литературный сериал

Начало в 06:10 Литературный сериал

Эфир от 28.01.2022 (06:35)

Эфир от 28.01.2022 (06:35)

Начало в 06:35 Привычка быть здоровым

Программа о здоровье

Программа о здоровье

Начало в 06:45 Программа о здоровье

Вести

Вести

Начало в 07:00 Вести

Коронавирус – развитие ситуации

Коронавирус – развитие ситуации

Начало в 07:12 Субъективно

Субъективно

Субъективно

Начало в 07:12 Субъективно

Борьба с бродячими собаками

Борьба с бродячими собаками

Начало в 07:31 Субъективно

Краснодарский край в снегу

Краснодарский край в снегу

Начало в 07:46 Субъективно

Вести

Вести

Начало в 08:00 Вести

Субъективно

Субъективно

Начало в 08:12 Субъективно

США анонсировали очередные санкции против России – боимся?

США анонсировали очередные санкции против России – боимся?

Начало в 08:12 Субъективно

Субъективно

Субъективно

Начало в 08:12 Субъективно

Украина – что происходит внутри страны?

Украина – что происходит внутри страны?

Начало в 08:31 Субъективно

Вести

Вести

Начало в 09:00 Вести

Субъективно

Субъективно

Начало в 09:12 Субъективно

Внешняя политика – ответ США на наши требования, эвакуация граждан западных стран из Украины, наращивание сил НАТО в Восточной Европе.

Внешняя политика – ответ США на наши требования, эвакуация граждан западных стран из Украины, наращивание сил НАТО в Восточной Европе.

Начало в 09:12 Субъективно

Вести

Вести

Начало в 10:00 Вести

Спорт: что делать с заболевшими спортсменами из нашей олимпийской сборной

Спорт: что делать с заболевшими спортсменами из нашей олимпийской сборной

Начало в 10:12 Субъективно

Субъективно

Субъективно

Начало в 10:12 Субъективно

Субъективно

Субъективно

Начало в 10:12 Субъективно

Игры вокруг якобы закрытия Литературного института

Игры вокруг якобы закрытия Литературного института

Начало в 10:21 Субъективно

Вести

Вести

Начало в 11:00 Вести

Слушаем! Радиоканал

Слушаем! Радиоканал

Начало в 11:12 Слушаем! Радиоканал

Радиограм

Радиограм

Начало в 11:13 Слушаем! Радиоканал

Слушаем! Радиоканал

Слушаем! Радиоканал

Начало в 11:17 Слушаем! Радиоканал

Совет дня. Я спокоен, здоров и все хорошо. Сила воображения – и ее возможности

Совет дня. Я спокоен, здоров и все хорошо. Сила воображения – и ее возможности

Начало в 11:17 Слушаем! Радиоканал

Хранитель времени. Великая депрессия и Новый курс. К 140-летию Франклина Рузвельта

Хранитель времени. Великая депрессия и Новый курс. К 140-летию Франклина Рузвельта

Начало в 11:21 Слушаем! Радиоканал

Смотри, не пропусти!

Смотри, не пропусти!

Начало в 11:25 Слушаем! Радиоканал

Имя и время. Основатель советской военной разведки Семен Аралов

Имя и время. Основатель советской военной разведки Семен Аралов

Начало в 11:32 Слушаем! Радиоканал

Вести

Вести

Начало в 12:00 Вести

Слушаем! Радиоканал

Слушаем! Радиоканал

Начало в 12:12 Слушаем! Радиоканал

Вести

Вести

Начало в 13:00 Вести

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа