+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
10.10.2019
10 Октября 2019

Госдума решила пересмотреть закон о возрастной маркировке

Нынешняя возрастная маркировка довела ситуацию до того, что школьники сегодня не могут купить требуемую книгу, которую они должны прочитать по школьной программе, или взять её в библиотеке. Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский

Когда принимали первоначальный закон о маркировке, которая существует сейчас, понимали ли, к чему это приведёт?

А. Адамский: Думаю, что во многом это была формальная мера, как и многие другие законы, которые у нас принимаются. Нужно же как-то отреагировать на проблему, поэтому давайте введём маркировку и как бы выполним долг. Но на самом деле это очень сложная история – определить, какому возрасту какое произведение искусства соответствует. Об этом идут споры очень давно. Все родители своим детям когда-то в детстве говорили: "Тебе эту книгу читать ещё рано". Мой близкий товарищ, известный поэт Вадим Левин доказывает, что, например, по глубине философская сказка "Курочка Ряба" и другие не уступают каким-то сложным романам и взрослым произведениям. Поэтому это такая очень относительная вещь. Это первое.

Второе касается запретов. Здесь как бы совсем беда, потому что известно, что запретный плод сладок. И в этом смысле многие запреты просто поднимают уровень интереса детей, особенно подростков, к тому, что там написано. Например, в "Лолите" и подобных произведениях. Поэтому мне кажется, что эта вещь формальная. Она не связана глубоко с тем, что на самом деле хотят авторы. Да и не очень понятно, чего они хотят. Оградить детей от чего-то? Или подсказать родителям, в каком возрасте что детям предлагать? Я не очень понимаю.

В Советском Союзе была маркировка в кино "Детям до 16 лет вход воспрещён", литература не маркировалась, и всё нормально было с моральным обликом и состоянием умов у большинства населения. Сейчас изменения, которые должны быть в законе, пошли в другую сторону. Предлагается сделать более общей систему рекомендаций, потому что то, о чём говорим сейчас, это запрет и маркировка. Тебе книгу не продадут в магазине, если тебе нет стольких-то лет. Теперь действует общая система рекомендаций: "не рекомендовано для семейного просмотра", "фильм для детей".

А. Адамский: Мне кажется, что это шаг в правильном направлении. Он более реалистичен. Рекомендовать – это более реалистичная мера, потому что всё-таки по закону об образовании у нас родитель – первый воспитатель, и в этом смысле это более логично. Мы законом родителям подсказываем, как действовать. Но дело же в деталях. Вопрос в том, кто и как будет определять эту маркировку? Кто и как будет это рекомендовать? Здесь основная проблема в том, что объективных каких-то параметров никто не найдёт. И в этом смысле это всегда будет какая-то субъективная оценка. Мы же не говорим об откровенных вещах: об эротических вещах, не дай бог, порнографии и т.д.

Ставится 18+, и вопрос закрывается.

А. Адамский: Какое произведение ни возьми, литературное или изобразительное, там всегда есть либо сцены жестокости, либо сцены отношений мужчины и женщины. Без этого не бывает произведений. Сейчас вообще в этом смысле проблема обострилась ещё и с языком. Я имею в виду мат. Не секрет, что сегодня молодёжь, подростки фанатеют от группировки "Ленинград". И что с этим делать?

Снять табу со многих вещей – это нормально для молодёжи. Но когда это становится модой или трендом, то это настораживает взрослых людей.

А. Адамский: Вы вспомнили про советское время, но тогда была особенность: взрослые могли регулировать доступ к этому худо-бедно. А сейчас как вы сможете его регулировать. Вот Интернет, в него зашли, обошли все запреты и вперёд. Поэтому это сегодня проблема воспитания. Надо прививать какие-то нормы, не через табуирование, а через привитие норм красоты, понимание глубины произведений, развитие хорошего вкуса. Или, например, для того чтобы понять, в какую эпоху люди жили, надо объяснять контекст художественного произведения. И в этом смысле сейчас идут споры о стандартах образования и была предпринята глуповатая попытка ввести культурный норматив. Пошли вот таким простым путём. А простые решения не приводят к успеху. Требуется более глубокая работа с родителями по воспитанию вкуса, по воспитанию того, как воспринимать произведение. Чтение – это тяжёлый труд на самом деле, и это способность. Её надо культивировать, но не запретами, конечно.

­В Госдуме решили пересмотреть закон о возрастной маркировке в России

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Служба радиосвязи российского флота

Служба радиосвязи российского флота

Начало в 21:10 "Шинель"

Медицина и закон: когда человек в коме

Медицина и закон: когда человек в коме

Начало в 21:35 "Вам пригодится"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 21.10.2019 (22:10)

Эфир от 21.10.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Виктория Ледерман. "К доске пойдёт… Василькин"  Часть 6-я

Виктория Ледерман. "К доске пойдёт… Василькин" Часть 6-я

Начало в 22:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Эфир от 21.10.2019 (23:10)

Эфир от 21.10.2019 (23:10)

Начало в 23:10 "Джазовое настроение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Федор Достоевский "Раскольников" Серия 7-я

Федор Достоевский "Раскольников" Серия 7-я

Начало в 00:10 "Литературный сериал"

"Люди и песни"

Начало в 00:25

Эфир от 22.10.2019 (00:35)

Эфир от 22.10.2019 (00:35)

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Эфир от 22.10.2019 (01:10)

Начало в 01:10 "Это интересно"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 01:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

Рабочие ставят ультиматум своим хозяевам

Рабочие ставят ультиматум своим хозяевам

Начало в 02:25 "История из истории"

Марина Степнова "Женщины Лазаря" Серия 7-я

Марина Степнова "Женщины Лазаря" Серия 7-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Валентин Пикуль "Нечистая сила". Серия 58-я

Валентин Пикуль "Нечистая сила". Серия 58-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 03:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Эфир от 22.10.2019 (04:10)

Эфир от 22.10.2019 (04:10)

Начало в 04:10 "Джазовое настроение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Юрий Казаков "Во сне он горько плакал"

Юрий Казаков "Во сне он горько плакал"

Начало в 05:10 "Литературный сериал"

Эфир от 22.10.2019 (05:35)

Эфир от 22.10.2019 (05:35)

Начало в 05:35 "Голоса и звуки Земли"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

"Обрати внимание"

"Обрати внимание"

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

Эфир от 22.10.2019 (06:35)

Начало в 06:35 "Это интересно"

Эфир от 22.10.2019 (06:50)

Эфир от 22.10.2019 (06:50)

Начало в 06:50 "С русского на русский"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Утренние новости

Утренние новости

Начало в 07:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

1/4 россиян считает себя "жертвами перестройки"

1/4 россиян считает себя "жертвами перестройки"

Начало в 08:10 "Сигналы точного времени"

Новый закон против насилия дома рассмотрят сенаторы

Новый закон против насилия дома рассмотрят сенаторы

Начало в 08:35 "Сигналы точного времени"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа