+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
14.01.2020
14 Января 2020

Учителям обещают платить по-другому

Правительство на законодательном уровне решило поменять систему оплаты труда учителей. Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Министр просвещения России Ольга Васильева дала большое интервью "Российской газете", в котором сообщила, в частности, о том, что министерство намерено через законодательство, через поправки в Трудовой кодекс всё-таки заставить людей на местах исполнять ту норму, которая пока рекомендуется, а именно: 70 процентов фонда оплаты труда направлять на оплату учительского труда (преподавания), а 30 процентов – на всё остальное.

Как вообще можно относиться к подобной инициативе? Мы рекомендуем, а вы не делаете, поэтому мы вас заставим. Может быть, вообще надо ставить вопрос гораздо радикальнее – чтобы все школы в стране финансировались из центра, и центр, собственно, решает, кому и сколько он платит? Или всё-таки это пока невозможно?

Александр Адамский: Вот уже три с половиной года министр Васильева объявляет нам о разнообразных намерениях. Сами по себе они иногда носят позитивный смысл, но уже мне кажется пора отчитываться, пора рапортовать о том, что сделано. Например, было обещано избавить учителя от дикой отчётной нагрузки. Но пока опять в этом же интервью говорится только про намерения, что останутся только четыре документа для отчёта. А почему за три с половиной года нельзя было этого сделать?

То же самое касается и зарплаты. Хотя тезис про зарплату прошёл заметную эволюцию. 24 июня 2019 года министр Васильева говорила о 70 процентах заработной платы учителя. Сейчас её позиции, скорее, под влиянием критики изменилась, и она уже более корректно говорит о 70 процентах фонда оплаты труда. Это разные вещи. И в этом смысле как структура фонд оплаты труда будет отражаться на конкретной зарплате учителя, не совсем ясно. По крайней мере об этом не было сказано. Это первый момент.

Второй момент. Выглядит это всё достаточно туманно и не реалистично. Потому что никаких полномочий у Министерства просвещения по поводу регулирования заработной платы нет. Строго говоря, их нет ни одного органа федеральной власти, включая трёхстороннюю комиссию как один из ключевых институтов в этой теме. Слава богу, что министр Васильева уже так упрямо не настаивает на позиции 70 процентов гарантированной части в зарплате. Ну, потому что это было просто невозможно.

А почему это было невозможно?

Александр Адамский: По трём причинам. Во-первых, полномочия по установлению системы оплаты труда – это полномочия образовательной организации. Второе. Учредителем образовательной организации, который согласует эту систему, является муниципалитет. Даже не регион. Это не государственный уровень, а уровень местного самоуправления. И третий момент, что деньги приходят из региона. В России все муниципалитеты нищие, у них нет денег, они получают субвенцию из регионального бюджета, но это субвенция, и там нельзя задать параметры расходования. В субсидии можно, а вот в субвенции нельзя. Поэтому, строго говоря, муниципалитет может из средств, выделенных в фонд оплаты труда, немного отщипнуть, расписать по своему уровню и т.д. Никакого отношения министерство к этому не имеет. Это только благие пожелания, которые могут создавать иллюзию успокоения.

Но ключевой момент здесь в другом: как будет распределяться фонд оплаты труда? Вот об этом ни слова не сказано, поэтому все разговоры про то, что на ставку будут выделяться средства, они противоречат, во-первых, стратегическим установкам, потому что ставка – это уроки, министр говорит о 18 часах уроков. А у нас в школе благодаря тем стандартам, которые ей пока не удалось изменить, учебный процесс уже идёт не только через уроки. Это и проектная деятельность. Огромный объём внеурочной деятельности и т.д. И за это надо платить. Например, учитель ведёт учеников на экскурсию. Была большая проблема по оплате участия учителя в ЕГЭ. Масса вопросов не отрегулирована. Если платить только за уроки, то встанет вопрос о том, как реализовать современное требование к результатам. Поэтому ключевой момент, о котором министр пока не высказывается, как изменится системы оплаты труда, как изменится система финансирования. Пока школа муниципальная, это прерогатива муниципалитета и школы.

Одно время очень активно обсуждался перевод школы на региональный уровень. Но тут есть свои минусы, потому что у нас есть очень активные муниципалитеты. И вообще образование традиционно находится в ведении местного самоуправления. С задачей продвижения этой идеи министр не справилась.

А в советское время как этот вопрос решался? Понятно, что тогда была другая структура образования.

Александр Адамский: В СССР в образовании была единая система оплаты труда. Да, были некоторые надбавки на местах. Но в целом было как в армии. Когда мне говорят, что это сделать невозможно, я всегда говорю, что офицеры же получают жалование вне зависимости от того, в каком регионе они служат. Я не хочу сказать, что в образовании такая же ситуация, но она похожа. Да, есть надбавки за условия, но точно такие же надбавки могут быть и при работе в школе. И они есть. В этом смысле в традиционной оплате за часы и заключается основной порок. И либо министерство предлагает окладную систему при оплате за функции, которые выполняет учитель, и вводит единую систему расчёта оплаты труда, и затем начинает влиять на объём фонда оплаты труда. Не на структуру. Почему столько шума по поводу того, как поделить тришкин кафтан. Это даже как-то несерьёзно на таком уровне. Речь ведь идёт о двух вещах: как объём фонда оплаты труда увеличить и как сделать более справедливым распределение этого фонда оплаты труда, то есть систему оплаты труда. Вот пока это с места не сдвинется, будут опять только пустые обещания.

­Учителям собираются платить по-другому

Музыка "Разного времени"

Музыка "Разного времени"

Начало в 17:45 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

События, факты, комментарии

События, факты, комментарии

Начало в 18:10 "Наше время". Интерактивный канал

Павел Шипилин: "...раз на Западе стало так плохо с аналитикой, Россия может смотреть в будущее с оптимизмом!"

Павел Шипилин: "...раз на Западе стало так плохо с аналитикой, Россия может смотреть в будущее с оптимизмом!"

Начало в 18:45 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

В фокусе...

В фокусе...

Начало в 19:10 "Наше время". Интерактивный канал

Василий Колташов: события во Франции спровоцировал Макрон. Не исключено, что этими действиями он снова открыл себе дорогу в президентский дворец!

Василий Колташов: события во Франции спровоцировал Макрон. Не исключено, что этими действиями он снова открыл себе дорогу в президентский дворец!

Начало в 19:15 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Актуальные темы с Ольгой Максимовой и Дмитрием Черновым

Актуальные темы с Ольгой Максимовой и Дмитрием Черновым

Начало в 20:10 "Наше время". Интерактивный канал

Автоновости: ОСАГО, ПТС и европротокол – новое с ноября

Автоновости: ОСАГО, ПТС и европротокол – новое с ноября

Начало в 20:41 "Наше время". Интерактивный канал

Стинг выпустит альбом дуэтов. Рассказывает Алексей Певчев...

Стинг выпустит альбом дуэтов. Рассказывает Алексей Певчев...

Начало в 20:50 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Литературный сериал"

"Литературный сериал"

Начало в 21:10 "Литературный сериал"

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 21:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Тенор о теноре

Тенор о теноре

Начало в 22:10 "Равные среди первых"

"Голоса и звуки Земли"

"Голоса и звуки Земли"

Начало в 22:40 "Голоса и звуки Земли"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Премьеры и постоянные рубрики

Премьеры и постоянные рубрики

Начало в 23:10 "Восьмая нота"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Актуально"

"Актуально"

Начало в 00:10 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Российский радиоуниверситет"

"Российский радиоуниверситет"

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

Евгений Федоров  "Каменный пояс". Книга 1-я "Демидовы"  Серия 12-я

Евгений Федоров "Каменный пояс". Книга 1-я "Демидовы" Серия 12-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Лев Кассиль  "Кондуит и Швамбрания". Часть 5-я, заключительная

Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания". Часть 5-я, заключительная

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

"Мюзик-холл"

"Мюзик-холл"

Начало в 03:35 "Мюзик-холл"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"Наше время". Интерактивный канал

"Наше время". Интерактивный канал

Начало в 04:10 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

"Наше время". Интерактивный канал

"Наше время". Интерактивный канал

Начало в 05:10 "Наше время". Интерактивный канал

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа