+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
14.01.2020
14 Января 2020

Учителям обещают платить по-другому

Правительство на законодательном уровне решило поменять систему оплаты труда учителей. Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Министр просвещения России Ольга Васильева дала большое интервью "Российской газете", в котором сообщила, в частности, о том, что министерство намерено через законодательство, через поправки в Трудовой кодекс всё-таки заставить людей на местах исполнять ту норму, которая пока рекомендуется, а именно: 70 процентов фонда оплаты труда направлять на оплату учительского труда (преподавания), а 30 процентов – на всё остальное.

Как вообще можно относиться к подобной инициативе? Мы рекомендуем, а вы не делаете, поэтому мы вас заставим. Может быть, вообще надо ставить вопрос гораздо радикальнее – чтобы все школы в стране финансировались из центра, и центр, собственно, решает, кому и сколько он платит? Или всё-таки это пока невозможно?

Александр Адамский: Вот уже три с половиной года министр Васильева объявляет нам о разнообразных намерениях. Сами по себе они иногда носят позитивный смысл, но уже мне кажется пора отчитываться, пора рапортовать о том, что сделано. Например, было обещано избавить учителя от дикой отчётной нагрузки. Но пока опять в этом же интервью говорится только про намерения, что останутся только четыре документа для отчёта. А почему за три с половиной года нельзя было этого сделать?

То же самое касается и зарплаты. Хотя тезис про зарплату прошёл заметную эволюцию. 24 июня 2019 года министр Васильева говорила о 70 процентах заработной платы учителя. Сейчас её позиции, скорее, под влиянием критики изменилась, и она уже более корректно говорит о 70 процентах фонда оплаты труда. Это разные вещи. И в этом смысле как структура фонд оплаты труда будет отражаться на конкретной зарплате учителя, не совсем ясно. По крайней мере об этом не было сказано. Это первый момент.

Второй момент. Выглядит это всё достаточно туманно и не реалистично. Потому что никаких полномочий у Министерства просвещения по поводу регулирования заработной платы нет. Строго говоря, их нет ни одного органа федеральной власти, включая трёхстороннюю комиссию как один из ключевых институтов в этой теме. Слава богу, что министр Васильева уже так упрямо не настаивает на позиции 70 процентов гарантированной части в зарплате. Ну, потому что это было просто невозможно.

А почему это было невозможно?

Александр Адамский: По трём причинам. Во-первых, полномочия по установлению системы оплаты труда – это полномочия образовательной организации. Второе. Учредителем образовательной организации, который согласует эту систему, является муниципалитет. Даже не регион. Это не государственный уровень, а уровень местного самоуправления. И третий момент, что деньги приходят из региона. В России все муниципалитеты нищие, у них нет денег, они получают субвенцию из регионального бюджета, но это субвенция, и там нельзя задать параметры расходования. В субсидии можно, а вот в субвенции нельзя. Поэтому, строго говоря, муниципалитет может из средств, выделенных в фонд оплаты труда, немного отщипнуть, расписать по своему уровню и т.д. Никакого отношения министерство к этому не имеет. Это только благие пожелания, которые могут создавать иллюзию успокоения.

Но ключевой момент здесь в другом: как будет распределяться фонд оплаты труда? Вот об этом ни слова не сказано, поэтому все разговоры про то, что на ставку будут выделяться средства, они противоречат, во-первых, стратегическим установкам, потому что ставка – это уроки, министр говорит о 18 часах уроков. А у нас в школе благодаря тем стандартам, которые ей пока не удалось изменить, учебный процесс уже идёт не только через уроки. Это и проектная деятельность. Огромный объём внеурочной деятельности и т.д. И за это надо платить. Например, учитель ведёт учеников на экскурсию. Была большая проблема по оплате участия учителя в ЕГЭ. Масса вопросов не отрегулирована. Если платить только за уроки, то встанет вопрос о том, как реализовать современное требование к результатам. Поэтому ключевой момент, о котором министр пока не высказывается, как изменится системы оплаты труда, как изменится система финансирования. Пока школа муниципальная, это прерогатива муниципалитета и школы.

Одно время очень активно обсуждался перевод школы на региональный уровень. Но тут есть свои минусы, потому что у нас есть очень активные муниципалитеты. И вообще образование традиционно находится в ведении местного самоуправления. С задачей продвижения этой идеи министр не справилась.

А в советское время как этот вопрос решался? Понятно, что тогда была другая структура образования.

Александр Адамский: В СССР в образовании была единая система оплаты труда. Да, были некоторые надбавки на местах. Но в целом было как в армии. Когда мне говорят, что это сделать невозможно, я всегда говорю, что офицеры же получают жалование вне зависимости от того, в каком регионе они служат. Я не хочу сказать, что в образовании такая же ситуация, но она похожа. Да, есть надбавки за условия, но точно такие же надбавки могут быть и при работе в школе. И они есть. В этом смысле в традиционной оплате за часы и заключается основной порок. И либо министерство предлагает окладную систему при оплате за функции, которые выполняет учитель, и вводит единую систему расчёта оплаты труда, и затем начинает влиять на объём фонда оплаты труда. Не на структуру. Почему столько шума по поводу того, как поделить тришкин кафтан. Это даже как-то несерьёзно на таком уровне. Речь ведь идёт о двух вещах: как объём фонда оплаты труда увеличить и как сделать более справедливым распределение этого фонда оплаты труда, то есть систему оплаты труда. Вот пока это с места не сдвинется, будут опять только пустые обещания.

­Учителям собираются платить по-другому

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

"Музыкальная Европа"

"Музыкальная Европа"

Начало в 05:45 "Музыкальная Европа"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

"Обрати внимание"

"Обрати внимание"

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

"Это интересно"

"Это интересно"

Начало в 06:35 "Это интересно"

Спортзал "Радио России"

Спортзал "Радио России"

Начало в 06:50 Спортзал "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Утро с Людмилой Шаулиной и Василием Белоусовым

Утро с Людмилой Шаулиной и Василием Белоусовым

Начало в 07:10 "Сигналы точного времени"

Большинство офисных работников желают остаться "на удаленке"

Большинство офисных работников желают остаться "на удаленке"

Начало в 07:30 "Сигналы точного времени"

Пандемия заставила планету стать тише

Пандемия заставила планету стать тише

Начало в 07:45 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Обернётся ли курортный сезон второй волной коронавируса?

Обернётся ли курортный сезон второй волной коронавируса?

Начало в 08:10 "Сигналы точного времени"

Уловки банков существенно ограничат

Уловки банков существенно ограничат

Начало в 08:35 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

"Сигналы точного времени"

"Сигналы точного времени"

Начало в 09:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

"Сигналы точного времени"

"Сигналы точного времени"

Начало в 10:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Август Баха. 1. Кантата BWV 33, вступительный гармонизированный хорал

Август Баха. 1. Кантата BWV 33, вступительный гармонизированный хорал

Начало в 11:10 "Кубок интерпретаций"

"Кавказский акцент"

"Кавказский акцент"

Начало в 11:30 "Кавказский акцент"

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

События, факты, комментарии

События, факты, комментарии

Начало в 12:10 "Актуально"

Трагедия в Бейруте: число жертв взрыва постоянно растет

Трагедия в Бейруте: число жертв взрыва постоянно растет

Начало в 12:12 "Актуально"

Осенью есть риск заразится гриппом и COVID-19 одновременно

Осенью есть риск заразится гриппом и COVID-19 одновременно

Начало в 12:19 "Актуально"

Китай обвиняет США в воровстве

Китай обвиняет США в воровстве

Начало в 12:30 "Актуально"

События в мире спорта

События в мире спорта

Начало в 12:35 "Актуально"

Новости культуры с Дарьей Седовой

Новости культуры с Дарьей Седовой

Начало в 12:40 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Летим на Луну!

Летим на Луну!

Начало в 13:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

"Действующие лица"

"Действующие лица"

Начало в 14:10 "Действующие лица"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

"Будьте здоровы"

Начало в 15:10

Джованни Боккаччо  "Декамерон". Часть 3-я

Джованни Боккаччо "Декамерон". Часть 3-я

Начало в 15:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

В Нижнем Новгороде задержали теплоход из-за COVID-19 у членов экипажа

В Нижнем Новгороде задержали теплоход из-за COVID-19 у членов экипажа

Начало в 16:10 "Разное время. Радиоканал"

Медицина уходит в интернет:  доктор на удалёнке

Медицина уходит в интернет: доктор на удалёнке

Начало в 16:20 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Как помочь бездомным в своём городе?

Как помочь бездомным в своём городе?

Начало в 17:10 "Разное время. Радиоканал"

Тула открывает Музейный квартал

Тула открывает Музейный квартал

Начало в 17:45 "Разное время. Радиоканал"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа