+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
14.01.2020
14 Января 2020

Учителям обещают платить по-другому

Правительство на законодательном уровне решило поменять систему оплаты труда учителей. Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Министр просвещения России Ольга Васильева дала большое интервью "Российской газете", в котором сообщила, в частности, о том, что министерство намерено через законодательство, через поправки в Трудовой кодекс всё-таки заставить людей на местах исполнять ту норму, которая пока рекомендуется, а именно: 70 процентов фонда оплаты труда направлять на оплату учительского труда (преподавания), а 30 процентов – на всё остальное.

Как вообще можно относиться к подобной инициативе? Мы рекомендуем, а вы не делаете, поэтому мы вас заставим. Может быть, вообще надо ставить вопрос гораздо радикальнее – чтобы все школы в стране финансировались из центра, и центр, собственно, решает, кому и сколько он платит? Или всё-таки это пока невозможно?

Александр Адамский: Вот уже три с половиной года министр Васильева объявляет нам о разнообразных намерениях. Сами по себе они иногда носят позитивный смысл, но уже мне кажется пора отчитываться, пора рапортовать о том, что сделано. Например, было обещано избавить учителя от дикой отчётной нагрузки. Но пока опять в этом же интервью говорится только про намерения, что останутся только четыре документа для отчёта. А почему за три с половиной года нельзя было этого сделать?

То же самое касается и зарплаты. Хотя тезис про зарплату прошёл заметную эволюцию. 24 июня 2019 года министр Васильева говорила о 70 процентах заработной платы учителя. Сейчас её позиции, скорее, под влиянием критики изменилась, и она уже более корректно говорит о 70 процентах фонда оплаты труда. Это разные вещи. И в этом смысле как структура фонд оплаты труда будет отражаться на конкретной зарплате учителя, не совсем ясно. По крайней мере об этом не было сказано. Это первый момент.

Второй момент. Выглядит это всё достаточно туманно и не реалистично. Потому что никаких полномочий у Министерства просвещения по поводу регулирования заработной платы нет. Строго говоря, их нет ни одного органа федеральной власти, включая трёхстороннюю комиссию как один из ключевых институтов в этой теме. Слава богу, что министр Васильева уже так упрямо не настаивает на позиции 70 процентов гарантированной части в зарплате. Ну, потому что это было просто невозможно.

А почему это было невозможно?

Александр Адамский: По трём причинам. Во-первых, полномочия по установлению системы оплаты труда – это полномочия образовательной организации. Второе. Учредителем образовательной организации, который согласует эту систему, является муниципалитет. Даже не регион. Это не государственный уровень, а уровень местного самоуправления. И третий момент, что деньги приходят из региона. В России все муниципалитеты нищие, у них нет денег, они получают субвенцию из регионального бюджета, но это субвенция, и там нельзя задать параметры расходования. В субсидии можно, а вот в субвенции нельзя. Поэтому, строго говоря, муниципалитет может из средств, выделенных в фонд оплаты труда, немного отщипнуть, расписать по своему уровню и т.д. Никакого отношения министерство к этому не имеет. Это только благие пожелания, которые могут создавать иллюзию успокоения.

Но ключевой момент здесь в другом: как будет распределяться фонд оплаты труда? Вот об этом ни слова не сказано, поэтому все разговоры про то, что на ставку будут выделяться средства, они противоречат, во-первых, стратегическим установкам, потому что ставка – это уроки, министр говорит о 18 часах уроков. А у нас в школе благодаря тем стандартам, которые ей пока не удалось изменить, учебный процесс уже идёт не только через уроки. Это и проектная деятельность. Огромный объём внеурочной деятельности и т.д. И за это надо платить. Например, учитель ведёт учеников на экскурсию. Была большая проблема по оплате участия учителя в ЕГЭ. Масса вопросов не отрегулирована. Если платить только за уроки, то встанет вопрос о том, как реализовать современное требование к результатам. Поэтому ключевой момент, о котором министр пока не высказывается, как изменится системы оплаты труда, как изменится система финансирования. Пока школа муниципальная, это прерогатива муниципалитета и школы.

Одно время очень активно обсуждался перевод школы на региональный уровень. Но тут есть свои минусы, потому что у нас есть очень активные муниципалитеты. И вообще образование традиционно находится в ведении местного самоуправления. С задачей продвижения этой идеи министр не справилась.

А в советское время как этот вопрос решался? Понятно, что тогда была другая структура образования.

Александр Адамский: В СССР в образовании была единая система оплаты труда. Да, были некоторые надбавки на местах. Но в целом было как в армии. Когда мне говорят, что это сделать невозможно, я всегда говорю, что офицеры же получают жалование вне зависимости от того, в каком регионе они служат. Я не хочу сказать, что в образовании такая же ситуация, но она похожа. Да, есть надбавки за условия, но точно такие же надбавки могут быть и при работе в школе. И они есть. В этом смысле в традиционной оплате за часы и заключается основной порок. И либо министерство предлагает окладную систему при оплате за функции, которые выполняет учитель, и вводит единую систему расчёта оплаты труда, и затем начинает влиять на объём фонда оплаты труда. Не на структуру. Почему столько шума по поводу того, как поделить тришкин кафтан. Это даже как-то несерьёзно на таком уровне. Речь ведь идёт о двух вещах: как объём фонда оплаты труда увеличить и как сделать более справедливым распределение этого фонда оплаты труда, то есть систему оплаты труда. Вот пока это с места не сдвинется, будут опять только пустые обещания.

­Учителям собираются платить по-другому

Эфир от 19.01.2020 (02:35)

Эфир от 19.01.2020 (02:35)

Начало в 02:35 "Галерея мастеров"

"Музыка про...". Эфир от 19.01.2020 (02:50)

"Музыка про...". Эфир от 19.01.2020 (02:50)

Начало в 02:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Эфир от 19.01.2020 (03:10)

Эфир от 19.01.2020 (03:10)

Начало в 03:10 "От пролога к эпилогу"

Мери Эллен Марк: «Тини надувает пузырь». Сиэтл 1983 год

Мери Эллен Марк: «Тини надувает пузырь». Сиэтл 1983 год

Начало в 03:40 "Такой вот фокус"

Моисей (Мечислав) Вайнберг  "Пассажирка"

Моисей (Мечислав) Вайнберг "Пассажирка"

Начало в 03:50 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Эфир от 19.01.2020 (04:10)

Эфир от 19.01.2020 (04:10)

Начало в 04:10 Посидим по-хорошему

Фестиваль в Рудольштадте: "Руди Цапф и его шутники"

Фестиваль в Рудольштадте: "Руди Цапф и его шутники"

Начало в 04:35 "Фолк-альбом "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 05:10 Музыкальная программа

Эфир от 19.01.2020 (05:30)

Эфир от 19.01.2020 (05:30)

Начало в 05:30 "Датский выбор"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Эфир от 19.01.2020 (06:30)

Эфир от 19.01.2020 (06:30)

Начало в 06:30 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Эфир от 19.01.2020 (07:10)

Эфир от 19.01.2020 (07:10)

Начало в 07:10 "Мир российской усадьбы"

"Музыка про...". Эфир от 19.01.2020 (07:30)

"Музыка про...". Эфир от 19.01.2020 (07:30)

Начало в 07:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Владимир Даль "Девочка Снегурочка"

Владимир Даль "Девочка Снегурочка"

Начало в 08:10 "Кошки-мышки, сказки-книжки"

Театр-радости

Театр-радости

Начало в 08:15 "Зажигай". Детские песни"

"Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем"

"Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем"

Начало в 08:30 "Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Воскресное начало

Воскресное начало

Начало в 09:10 "Хорошее начало"

С днём рождения, Светлана Хоркина!

С днём рождения, Светлана Хоркина!

Начало в 09:45 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Воскресный калейдоскоп

Воскресный калейдоскоп

Начало в 10:10 "Хорошее начало"

Поздравляем с днём рождения легендарного актёра Михаила Ножкина!

Поздравляем с днём рождения легендарного актёра Михаила Ножкина!

Начало в 10:45 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Ирина Долженко

Ирина Долженко

Начало в 11:10 "Музыкальная Европа"

Алексей Гуськов: профессия как образ жизни

Алексей Гуськов: профессия как образ жизни

Начало в 11:30 "Отзвуки театра" с Александром Калягиным

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Вадим Абдрашитов: "Для меня самое удивительное  в жизни – это ее скорость"

Вадим Абдрашитов: "Для меня самое удивительное в жизни – это ее скорость"

Начало в 12:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 12:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Эфир от 19.01.2020 (13:10)

Эфир от 19.01.2020 (13:10)

Начало в 13:10 "Аурум" (Aurum Inutile)

Почему Пушкина невозможно перевести на иностранные языки

Почему Пушкина невозможно перевести на иностранные языки

Начало в 13:35 "С русского на русский"

Фондохранилище Эрмитажа в Старой деревне

Фондохранилище Эрмитажа в Старой деревне

Начало в 13:45 "Путешествие в Эрмитаж"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

The Cure

The Cure

Начало в 14:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа