+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
18.09.2019
18 Сентября 2019

Моцарт. Адажио К.488. 1/8 финала. Поллини-Билсон

В этом матче волей слепого жребия единственный представитель исторического исполнительства Малколм Билсон встретится с Маурицио Поллини, который многими признаётся едва ли не лучшим пианистом "всех времён и народов". Но хотелось бы обратить внимание уважаемой аудитории передачи, что помимо всей условности подобных определений вам предлагается сравнить исполнения конкретного музыкального произведения, сделав свой персональный субъективный вывод и выразить его в голосовании.

Маурицио Поллини, итальянский пианист, и Малколм Билсон, американский пианист и клавирист /teatroreal.e и last.fm/

Маурицио Поллини, итальянский пианист, и Малколм Билсон, американский пианист и клавирист /teatroreal.e и last.fm/

По традиции, набросаем штрихи к портретам "конкурсантов"

Маурицио Полоини (род. 5 января 1942 г.)

В середине 70-х годов печать облетело сообщение о результатах опроса, проведенного среди ведущих музыкальных критиков мира. Им, якобы, был задан один единственный вопрос: кого они считают лучшим пианистом современности? И подавляющим большинством (восемь голосов из десяти) пальма первенства была отдана Маурицио Поллини. Потом, правда, стали поговаривать, что речь шла не о лучшем, а лишь об удачнее всех записывающемся пианисте (а это существенно меняет дело); но так или иначе, имя молодого итальянского артиста стояло первым в списке, который включал только корифеев мирового пианистического искусства, и по возрасту и по опыту намного превосходивших его. И хотя бессмысленность подобного рода анкет и установления "табели о рангах" в искусстве очевидна, факт этот говорит о многом. Сегодня ясно, что Маурицно Поллини прочно вошел в число избранных... И вошел уже достаточно давно – примерно в начале 70-х годов.

Впрочем, масштаб художественной и пианистической одаренности Поллини для многих был очевиден еще раньше. Говорят, что в 1960 году, когда совсем юный итальянец, опередив почти 80 соперников, стал победителем Шопеновского конкурса в Варшаве, Артур Рубинштейн (один из тех, чьи имена значились в упомянутом списке) воскликнул: "Он уже сейчас играет лучше любого из нас – членов жюри!" Пожалуй, еще никогда в истории этого соревнования – ни до, ни после – публика и жюри не были столь солидарны в своей реакции на игру победителя.

Лишь один человек, как оказалось, не разделял такого восторга – это был сам Поллини. Во всяком случае, он словно не собирался "развивать успех" и пользоваться теми широчайшими возможностями, которые открыла перед ним безраздельная победа. Сыграв несколько концертов в разных городах Европы и записав одну пластинку (ми-минорный Концерт Шопена), он отказался от выгодных контрактов и больших гастрольных поездок, а затем и вовсе прекратил выступать, прямо заявив, что не чувствует себя готовым к карьере концертанта.

Такой поворот дела вызвал недоумение и разочарование. Ведь варшавский взлет артиста вовсе не был неожиданным – казалось, что несмотря на молодость, он обладает уже и достаточной подготовкой, и определенным опытом.

Несколько лет Поллини не появлялся на эстраде, не записывался; помимо углубленной работы над собой, причиной тому была и серьезная болезнь, потребовавшая многих месяцев лечения. Постепенно любители фортепианной игры стали забывать о нем. Но когда в середине 60-х годов артист вновь встретился с аудиторией, всем стало ясно, что его обдуманное (хотя отчасти и вынужденное) отсутствие оправдало себя. Перед слушателями предстал зрелый художник, не только в совершенстве владеющий ремеслом, но и знающий, что и как он должен сказать аудитории.

Примечательно, что у Поллини нет излюбленных авторов, ему органически чужда всякая исполнительская "специализация", даже намек на нее.

Связь времен в музыке, в исполнительском творчестве он считает для себя очень важной, во многом определяющей не только характер репертуара и построение программ, но и стиль исполнения. Его кредо таково: "Мы, интерпретаторы, должны приблизить сочинения классиков и романтиков к сознанию современного человека. Мы обязаны понять, что означала классическая музыка для своего времени. Можно, скажем, встретить в музыке Бетховена или Шопена диссонирующий аккорд: сегодня он звучит не особенно драматично, но в ту пору это было именно так! Нам нужно только найти путь, исполнять музыку так же взволнованно, как она звучала тогда. Мы должны „переводить" ее". Такая постановка вопроса сама по себе начисто исключает всякую музейность, отвлеченность интерпретации; да, Поллини видит себя посредником между композитором и слушателем, но посредником не равнодушным, а заинтересованным.

Малколм Билсон (род. 24 октября 1935 г.)

Принципиальное значение для исторического исполнительства имели, прежде всего, два проекта Билсона. В 1980-е гг. вместе с дирижёром Джоном Элиотом Гардинером и его оркестром «Английские барочные солисты» Билсон записал серию фортепианных концертов Моцарта, используя молоточковое фортепиано — раннюю разновидность инструмента, современную композитору; по итогам этого проекта, подробно поясняя свой выбор в пользу аутентизма, Билсон замечал, что

"через другие инструменты приходишь к некоему отличному пути исполнения музыки. Все начинается со звука, потому что именно через звук мы воспринимаем музыку; но тут также имеют значение ритм и фразировка: глядя на моцартовское деление на фразы, на его артикуляцию, на его обозначения динамики, скоро выясняешь, что таким образом значительно проще реализовывать эти указания, чем при использовании современных средств. <...> И в этом вся суть: естественно, вы не будете великим актёром только лишь потому, что правильно произносите свои строки. <...> Задумайтесь, тем не менее, над следующим: пусть есть некто, пусть он даже совершенно замечательный актёр, но если он не в состоянии произносить предложения с правильной интонацией, разве сможет он тогда адекватно передать эмоции, заложенные в них?"

В 1996 г. Билсон в сотрудничестве с шестью учениками осуществил запись всех фортепианных сонат Бетховена, используя для каждой инструмент, существовавший в момент её создания, — реставрированный или воспроизведённый в копии.

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 11:10 Музыкальная программа

Галина Тюнина: "Опыт актёра устаревает мгновенно. А потому надо идти дальше..."

Галина Тюнина: "Опыт актёра устаревает мгновенно. А потому надо идти дальше..."

Начало в 11:30 "Отзвуки театра" с Александром Калягиным

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Михаил Пиотровский: «Музей – это подлинная вещь, и люди это ощущают»

Михаил Пиотровский: «Музей – это подлинная вещь, и люди это ощущают»

Начало в 12:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 12:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Эфир от 08.12.2019 (13:10)

Эфир от 08.12.2019 (13:10)

Начало в 13:10 "Аурум" (Aurum Inutile)

Квест как интерактивная образовательная среда

Квест как интерактивная образовательная среда

Начало в 13:35 "С русского на русский"

Выставка работ Ильи Репина в корпусе Бенуа Русского музея

Выставка работ Ильи Репина в корпусе Бенуа Русского музея

Начало в 13:45 "Русский музей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

Новые песни декабря

Новые песни декабря

Начало в 14:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

"Кругосветка"

Начало в 15:10

Начало в 15:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

Эфир от 08.12.2019 (16:10)

Эфир от 08.12.2019 (16:10)

Начало в 16:10 "Русская игра"

Человек театра

Человек театра

Начало в 16:35 "Арт-площадка"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Джон Пристли "Опасный поворот". Продолжение

Джон Пристли "Опасный поворот". Продолжение

Начало в 17:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

Юсеф Хесуани: напечатать человека? Вопрос времени...

Юсеф Хесуани: напечатать человека? Вопрос времени...

Начало в 18:10 "Неизвестная планета"

Рок из разных стран

Рок из разных стран

Начало в 18:35 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

Что палеомагнетизм открывает в прошлом Земли

Что палеомагнетизм открывает в прошлом Земли

Начало в 19:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Эфир от 08.12.2019 (20:10)

Эфир от 08.12.2019 (20:10)

Начало в 20:10 "С доставкой на дом"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 21:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 08.12.2019 (22:10)

Эфир от 08.12.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Эфир от 08.12.2019 (22:30)

Эфир от 08.12.2019 (22:30)

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа