+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
06.04.2018
6 Апреля 2018

Реки вспять: как создание новых водных коммуникаций влияет на развитие и судьбу страны?

Эксперты в студии – Владимир Александрович Кривошей, руководитель компании "Гидротехэкспертиза", доктор технических наук, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники"; Вячеслав Леонидович Бабурин, заведующий кафедрой экономической и социальной географии России Географического факультета МГУ, доктор географических наук

70 лет назад – в феврале 1948 года – Совет министров утвердил проект комплекса сооружений Волго-Донского канала и начались земляные работы.

Также 30 марта 1731 года было объявлено об окончательном открытии Ладожского канала (начал рыть Петр I, вдоль Ладожского озера, соединил Волхов и Неву).

Говорим об этих "рукотворных" реках, шлюзах, о канале имени Москвы, о Беломорско-Балтийском канале. Зачем они были нужны и что с ними происходит теперь? Экономически выгодно сейчас иметь каналы?

Эксперты в студии – Владимир Александрович Кривошей, руководитель компании "Гидротехэкспертиза", доктор технических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" (раньше возглавлял Департамент внутренних водных путей Минтранса России, был заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов); Вячеслав Леонидович Бабурин, заведующий кафедрой экономической и социальной географии России Географического факультета МГУ, доктор географических наук.

"Я всегда был убежден, что каналы очень выгодны, они строились практически по всему миру, если бы это было невыгодно, вряд ли бы их строили, – считает Владимир Александрович Кривошей. – Сегодня в России функционируют четыре крупных воднотранспортных соединения – Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга, Волго-Донской судоходный канал, Волго-Балтийский путь. Сейчас, как правило, каналы не строят, в этом в России нет необходимости – все уже было построено".

"История человечества, история цивилизации всегда развивается по рекам, – комментирует Вячеслав Леонидович Бабурин. – Поскольку реки были разделены, всегда была проблема коммуникаций. С сухопутными дорогами у нас всегда было крайне напряженно и проблема коммуникаций на разных этапах исторического развития решалась по-разному. В советское время строительство каналов имело цель не только чисто экономическую, но и оборонную, поскольку слабость на морях предполагала возможность засчет внутренних водных коммуникаций перебрасывать наши военно-морские силы из одного бассейна в другой и тем самым достаточно быстро маневрировать. Кроме того, каждый канал – это комплексный инвестиционный проект, нужно создать машиностроение, соответствующие предприятия цементной промышленности, рекреационные обьъекты".

"Забывают о том, что во время постройки Беломорканала англичане, норвежцы безнаказанно грабили наши биоресурсы, убивали тюленей... – добавляет Владимир Александрович Кривошей. – Но после того как туда были переброшены военные корабли, все встало на свои места. Сначала появилась флотилия, а потом был создан мощный Северный флот. Это была важнейшая задача того времени. Сейчас очень важно поддерживать каналы и с точки зрения безопасности, и с точки зрения экономики".

"То, что каналы были созданы для того, чтобы использовтаь труд заключенных – это иллюзия, – говорит Вячеслав Леонидович Бабурин, – наоборот, труд заключенных для того и привлекался. Такое строительство разворачивается на обширном пространстве, в которое трудно завозить людей, а система тогда была исправительно-трудовая. Она не сильно отличалась от системы в США во время строительства дорог в великую депрессию".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 12:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

"Кавказский акцент"

"Кавказский акцент"

Начало в 13:10 "Кавказский акцент"

 Берджих Сметана  "Проданная невеста"

 Берджих Сметана  "Проданная невеста"

Начало в 13:35 "Мы очень любим оперу"

"Русский музей"

"Русский музей"

Начало в 13:45 "Русский музей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

Выпуск № 802. То да Сё №10

Выпуск № 802. То да Сё №10

Начало в 14:10 "Аэростат"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

Михаил Кричман: инженерия творчества

Михаил Кричман: инженерия творчества

Начало в 15:10 "Неизвестная планета"

"Мюзик-холл"

"Мюзик-холл"

Начало в 15:35 "Мюзик-холл"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

"Бессмертные песни"

"Бессмертные песни"

Начало в 16:10 "Бессмертные песни"

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 16:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Уильямс Теннесси  "Кошка на раскалённой крыше". Продолжение

Уильямс Теннесси "Кошка на раскалённой крыше". Продолжение

Начало в 17:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

Алексей Белов из группы "Парк Горького"

Алексей Белов из группы "Парк Горького"

Начало в 18:10 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

Центральный банк и криптовалюта

Центральный банк и криптовалюта

Начало в 19:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

"Акустика"

"Акустика"

Начало в 20:10 "Акустика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 21:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

"Стадион".  Спортивная программа

"Стадион". Спортивная программа

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Золотые традиции русского балета

Золотые традиции русского балета

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Афанасий Фет: "Измучен жизнью, коварством надежды…"

Афанасий Фет: "Измучен жизнью, коварством надежды…"

Начало в 23:10 "Культурный код"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 23:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Актуально"

"Актуально"

Начало в 00:10 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа