+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
06.01.2020
6 Января 2020

Аккордеон – оркестр на коленях

Гость программы – музыкант-экспериментатор, виртуоз игры на аккордеоне, швейцарский композитор Марио Баткович (Mario Batkovich).

В прошлом году Марио Баткович выступил со специальным концертом в рамках фестиваля новой музыки "SOUND UP", проходившем в Трёхгорной мануфактуре.

Гости программы:

Марио Баткович, швейцарский композитор, музыкант-аккордеонист

Софья Григориади, переводчик

Ведущая: Ксения Ламшина.

"Панк-аккордеонист Марио Баткович".
Der Bund

"Он привносит циклические, повторяющиеся ритмы композиторов-минималистов в свои живые выступления, создавая бурлящий мир гипнотических мелодий и резонирующих звуков".
Rolling Stone

"Баткович использует аккордеон как перкуссионный инструмент, постоянно дрейфуя в направлении эмбиента и нойза, только для того, чтобы заново воскресить тонкую, отчаянную мелодию. Тот факт, что для создания этих невероятных звуковых путешествий ему требуется всего лишь столь часто презираемый аккордеон – огромный сюрприз".
Musikexpress

"Мультиинструменталист Баткович раскрывает звучание аккордеона "всеми возможными способами, который позволяет этот инструмент" – он и композитор, и импульсивная горячая голова, и харизматичный творец, полный заразительной энергии".
THE BUND

На чём же играет Марио? На аккордеоне или баяне?

М. Баткович: И аккордеон, и баян – это всё в принципе одна фамилия. Лучше всего это понять на примере гитары. Известно, что есть акустическая гитара и есть электрогитара. И это всё различные типы одного и того же инструмента. А баян – это русское слово для аккордеона. Поэтому его тоже можно назвать "аккордеоном".

Я первый раз прикоснулась к аккордеону в таком нетипичном, не вполне русском его использовании, когда в Москву в 2004 году приезжал финский аккордеонист Киммо Похьонен (Kimmo Pohjonen). Он тогда выступил с "Kronos Quartet", и это вынесло половине Москвы просто весь мозг. Потому что оказалось, что аккордеон – это какой-то просто невероятно прекрасный инструмент. В России, естественно, существуют какие-то стереотипные представления о баяне, но в тот момент все поняли, что мы очень ограниченно воспринимали этот инструмент. Это было здорово.

Марио Баткович: Должен сказать, что я всегда очень слежу за всеми российскими аккордеонистами и музыкантами, которые играют на баяне. Они делаю замечательную музыку, но я себя лично не отношу к аккордеонистам. Я себя скорее определяю как музыканта, который случайным образом играет на аккордеоне. И на этом строится вообще весь мой подход. Я смотрю на этот инструмент с совершенно иной перспективы. Я называю аккордеон "первым аналоговым синтезатором без электричества" и всегда определяю мои отношения с аккордеоном "счастливым браком по принуждению". Потому что, если бы я, например, в детстве учился играть на гобое или на трубе, то, наверное, ту музыку, которую я сейчас делаю на аккордеоне, я бы пытался делать и на другом инструменте. Но сейчас я этого не могу сделать, потому что мне нужно тридцать лет, чтобы научиться игре на другом инструменте и достичь того уровня исполнения, чтобы сочинять ту музыку, которую я сейчас исполняют на аккордеоне.

Окончание беседы слушайте в записи.

Ярославцы выбирают символ Масленицы

Ярославцы выбирают символ Масленицы

Начало в 07:30 "Сигналы точного времени"

Россиянам рассказали, кому вредно есть блины

Россиянам рассказали, кому вредно есть блины

Начало в 07:45 "Сигналы точного времени"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа