+7 800 222 999 2
8 Августа 2019

Современные дети – кто они такие?

Гость в студии – директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Михайловна Безруких.

Директор Института возрастной физиологии РАН Марьяна Михайловна Безруких.

Директор Института возрастной физиологии РАН Марьяна Михайловна Безруких. /фото radiorus.ru/

Скоро начинается новый учебный год. Осень не за горами, идём в школу. Нужны ли прописи детям?

М. Безруких: Писать можно по-разному. Орудие письма меняется, но, тем не менее, письмо – это один из важнейших навыков, который осваивает человек. И он осваивает его не для того, чтобы механически выводить палочки и крючочки, и не важно, как он их выводит и чем он это делает, а для того, чтобы овладеть письменной речью. Письменная речь – это основной показатель человеческого развития, основная когнитивная функция, которая определяет и интеллект человека во многом, и его способность жить, творить, работать и т.п.

А вот дошкольники не должны писать в прописях, потому что дошкольник ещё не может взять так, как надо брать или рекомендовано брать ручку для того, чтобы писать. Курсивное письмо – это письмо, которому учат и начинают учить только в школе.

Сейчас в соцсетях можно увидеть, как родители гордо заявляют, что их ребёнку всего три года, а он уже письмо деду Морозу написал. И выкладывают фотографии с написанным ребёнком текстом в Интернет и гордятся этим. Более того, школы хотят получить в первый класс готового, хорошего, идеального ребёнка, который уже умеет и читать, и писать, и с которым не будет никаких проблем. Как с этим быть?

М. Безруких: В три года ребёнок может только печатными буквами что-то срисовать. Но это, конечно, не письмо, потому то курсивное письмо и в 6-7 лет осваивается довольно сложно. И так как у нас сегодня очень маленький период обучения, так выстроена школьная программа, есть смысл вообще от курсивного письма уйти и учить детей писать полускриптом, то есть полупечатными буквами. Тогда им будет легче, и тогда то время, которое на это отводится, будет адекватно тому, что дети могут.

А по поводу того, что родители хотят очень рано всему ребёнка научить, а учителя хотят детей себе отобрать, хочу сказать, что школа давно хочет отбирать для себя удобных детей. Но часто ребёнок, который приходит в школу, как кажется его родителям, уже читает. Но это, может быть, не совсем рациональный механизм чтения – так называемое квазичтение. А уж писать курсивно он точно не может, только единицы могут. Тем не менее, это значит, что, во-первых, ребёнка очень сильно мучили до школы, а, во-вторых, я очень часто сталкиваюсь с детьми, у которых все эти якобы сформированные навыки к декабрю куда-то исчезают. И они перестают и читать, и писать. Слишком много сил было затрачено до школы, а сформированы и неправильные навыки письма, и неправильные навыки чтения. И таким детям приходится фактически переучиваться. То есть, смысла в этом нет.

А как быть с родителями, которые сегодня озабочены тем, что они хотят вырастить гения и считают, что чем раньше они начнут обучение ребёнка, тем успешнее он будет. Какие ошибки допускают родители в этой связи?

М. Безруких: Я много лет рассказывают о так называемых "мифах развития". Один из них – "после трёх уже поздно". Это как раз то, о чём вы спрашиваете. Эта формула стала очень популярной, потому что это название книги японского журналиста, которая была опубликована в начале 70-х годов. Называется она "После трёх уже поздно". Многие родители приняли её как руководство к действию, стараясь поторопиться с иностранными языками, с ментальной математикой и массой других модных вещей. Всё это такой рынок услуг для родителей, рынок довольно дорогой, рынок очень ёмкий, хорошо рекламируемый, с хорошим маркетингом. Родители, плохо думающие, покупают эти услуги, водят детей, приглашают этих преподавателей, и у нас в результате (это показывает наше исследование по развитию детей 6-7 лет, которые приходят в первый класс) до 60 процентов детей приходят в школу с несформированной речью. Вот и всё! Старались, занимались и, возможно, учили иностранные языки, а родная речь осталась не сформированной.

Программу "Вечерняя смена" ведут Дмитрий Чернов и Ольга Максимова.

Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.

Вести

Вести

Начало в 20:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 20:12 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 21:00 Вести

Акустика

Акустика

Начало в 21:12 Акустика

Вести

Вести

Начало в 22:00 Вести

"Зимний берег"

"Зимний берег"

Начало в 22:10 Литературный сериал

Дмитрий Бак: Надо культивировать интерес к подлиннику

Дмитрий Бак: Надо культивировать интерес к подлиннику

Начало в 22:35 От первого лица

Вести

Вести

Начало в 23:00 Вести

Эфир от 28.01.2022 (23:12)

Эфир от 28.01.2022 (23:12)

Начало в 23:12 Максимова

Вести

Вести

Начало в 00:00 Вести

Фолк-альбом "Радио России"

Фолк-альбом "Радио России"

Начало в 00:12 Фолк-альбом "Радио России"

Вести

Вести

Начало в 01:00 Вести

Акустика

Акустика

Начало в 01:12 Акустика

Вести

Вести

Начало в 02:00 Вести

Инга Оболдина: Я люблю, когда всё на стыке

Инга Оболдина: Я люблю, когда всё на стыке

Начало в 02:12 Настоящее историческое (Praesens historicum)

Легкие люди

Легкие люди

Начало в 02:35 Легкие люди

Программа о здоровье

Программа о здоровье

Начало в 02:45 Программа о здоровье

Вести

Вести

Начало в 03:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 03:12 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 04:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 04:12 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 05:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 05:12 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 06:00 Вести

"О животных" с Иваном Затевахиным

"О животных" с Иваном Затевахиным

Начало в 06:12 "О животных" с Иваном Затевахиным

Эфир от 29.01.2022 (06:35)

Эфир от 29.01.2022 (06:35)

Начало в 06:35 Привычка быть здоровым

Программа о здоровье

Программа о здоровье

Начало в 06:45 Программа о здоровье

Вести

Вести

Начало в 07:00 Вести

История. Изъявительное наклонение

История. Изъявительное наклонение

Начало в 07:12 История. Изъявительное наклонение

Отцы и дети

Отцы и дети

Начало в 07:35 Отцы и дети

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа