+7 800 222 999 2
8 Августа 2019

Современные дети – кто они такие?

Гость в студии – директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Михайловна Безруких.

Директор Института возрастной физиологии РАН Марьяна Михайловна Безруких.

Директор Института возрастной физиологии РАН Марьяна Михайловна Безруких. /фото radiorus.ru/

Скоро начинается новый учебный год. Осень не за горами, идём в школу. Нужны ли прописи детям?

М. Безруких: Писать можно по-разному. Орудие письма меняется, но, тем не менее, письмо – это один из важнейших навыков, который осваивает человек. И он осваивает его не для того, чтобы механически выводить палочки и крючочки, и не важно, как он их выводит и чем он это делает, а для того, чтобы овладеть письменной речью. Письменная речь – это основной показатель человеческого развития, основная когнитивная функция, которая определяет и интеллект человека во многом, и его способность жить, творить, работать и т.п.

А вот дошкольники не должны писать в прописях, потому что дошкольник ещё не может взять так, как надо брать или рекомендовано брать ручку для того, чтобы писать. Курсивное письмо – это письмо, которому учат и начинают учить только в школе.

Сейчас в соцсетях можно увидеть, как родители гордо заявляют, что их ребёнку всего три года, а он уже письмо деду Морозу написал. И выкладывают фотографии с написанным ребёнком текстом в Интернет и гордятся этим. Более того, школы хотят получить в первый класс готового, хорошего, идеального ребёнка, который уже умеет и читать, и писать, и с которым не будет никаких проблем. Как с этим быть?

М. Безруких: В три года ребёнок может только печатными буквами что-то срисовать. Но это, конечно, не письмо, потому то курсивное письмо и в 6-7 лет осваивается довольно сложно. И так как у нас сегодня очень маленький период обучения, так выстроена школьная программа, есть смысл вообще от курсивного письма уйти и учить детей писать полускриптом, то есть полупечатными буквами. Тогда им будет легче, и тогда то время, которое на это отводится, будет адекватно тому, что дети могут.

А по поводу того, что родители хотят очень рано всему ребёнка научить, а учителя хотят детей себе отобрать, хочу сказать, что школа давно хочет отбирать для себя удобных детей. Но часто ребёнок, который приходит в школу, как кажется его родителям, уже читает. Но это, может быть, не совсем рациональный механизм чтения – так называемое квазичтение. А уж писать курсивно он точно не может, только единицы могут. Тем не менее, это значит, что, во-первых, ребёнка очень сильно мучили до школы, а, во-вторых, я очень часто сталкиваюсь с детьми, у которых все эти якобы сформированные навыки к декабрю куда-то исчезают. И они перестают и читать, и писать. Слишком много сил было затрачено до школы, а сформированы и неправильные навыки письма, и неправильные навыки чтения. И таким детям приходится фактически переучиваться. То есть, смысла в этом нет.

А как быть с родителями, которые сегодня озабочены тем, что они хотят вырастить гения и считают, что чем раньше они начнут обучение ребёнка, тем успешнее он будет. Какие ошибки допускают родители в этой связи?

М. Безруких: Я много лет рассказывают о так называемых "мифах развития". Один из них – "после трёх уже поздно". Это как раз то, о чём вы спрашиваете. Эта формула стала очень популярной, потому что это название книги японского журналиста, которая была опубликована в начале 70-х годов. Называется она "После трёх уже поздно". Многие родители приняли её как руководство к действию, стараясь поторопиться с иностранными языками, с ментальной математикой и массой других модных вещей. Всё это такой рынок услуг для родителей, рынок довольно дорогой, рынок очень ёмкий, хорошо рекламируемый, с хорошим маркетингом. Родители, плохо думающие, покупают эти услуги, водят детей, приглашают этих преподавателей, и у нас в результате (это показывает наше исследование по развитию детей 6-7 лет, которые приходят в первый класс) до 60 процентов детей приходят в школу с несформированной речью. Вот и всё! Старались, занимались и, возможно, учили иностранные языки, а родная речь осталась не сформированной.

Программу "Вечерняя смена" ведут Дмитрий Чернов и Ольга Максимова.

Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

"Живой" концерт

Начало в 20:10

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 21:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 23.02.2020 (22:10)

Эфир от 23.02.2020 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

"И снова про любовь…"

"И снова про любовь…"

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Жемчужины Исторической библиотеки"

"Жемчужины Исторической библиотеки"

Начало в 23:10 "Культурный код"

На счету Александры Николаевны – 400 песен

На счету Александры Николаевны – 400 песен

Начало в 23:35 "Незабытые кумиры. Сюрпризы старого патефона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Михаил Лермонтов "Лугин". Серия 1-я

Михаил Лермонтов "Лугин". Серия 1-я

Начало в 00:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 00:25

Эфир от 24.02.2020 (00:35)

Эфир от 24.02.2020 (00:35)

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"А, значит, нам нужна одна Победа!  Сражения и люди"

"А, значит, нам нужна одна Победа! Сражения и люди"

Начало в 01:10 "А, значит, нам нужна одна Победа! Сражения и люди"

Эфир от 24.02.2020 (01:35)

Эфир от 24.02.2020 (01:35)

Начало в 01:35 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

Николай II, заложник революционной ситуации

Николай II, заложник революционной ситуации

Начало в 02:25 "История из истории"

Мишель Бюсси "Пока ты не спишь". Серия 11-я

Мишель Бюсси "Пока ты не спишь". Серия 11-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Джонатан и Джесси Келлерманы "Голем в Голливуде".  Серия 1-я

Джонатан и Джесси Келлерманы "Голем в Голливуде". Серия 1-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 03:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

Начало в 04:10 "Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Юрий Бондарев "Последние залпы". Серия 6-я

Юрий Бондарев "Последние залпы". Серия 6-я

Начало в 05:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

Эфир от 24.02.2020 (05:45)

Эфир от 24.02.2020 (05:45)

Начало в 05:45 "Русский музей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Гаджеты в школах: будет ли введён полный запрет?

Гаджеты в школах: будет ли введён полный запрет?

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

Продавая автомобиль, аннулируем старую страховку по ОСАГО

Продавая автомобиль, аннулируем старую страховку по ОСАГО

Начало в 06:30 "Обрати внимание"

Эфир от 24.02.2020 (06:35)

Эфир от 24.02.2020 (06:35)

Начало в 06:35 Музыкальная программа

Джакомо Пуччини  "Джанни Скикки"

Джакомо Пуччини "Джанни Скикки"

Начало в 06:50 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Праздник продолжается!

Праздник продолжается!

Начало в 07:10 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа