+7 800 222 999 2
12 Августа 2019

Глава Минприроды призвал ввести экоуроки в школах

На прямой связи со студией научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики НИУ Высшей школы экономики Александр Михайлович Багин.

Программу "Вечерняя смена" ведут Дмитрий Чернов и Ольга Максимова.

• Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин призвал ввести экоуроки в школах. Регулярные занятия по экологии, по его мнению, должны быть включены в образовательные программы детских садов и школ. Причём это должно быть не в виде факультативов, а на постоянной основе и в садиках, и в школах, сказал глава ведомства, отвечая на вопрос, с какого возраста следует начинать экообразование. Ранее с инициативой введения предмета "Экология" в школе и ЕГЭ по этому предмету выступила Общественная палата при Минприроды России

Как уроки экологии могли бы проходить? И насколько вообще они целесообразны?

А. Багин: Меня немного удивляет то, что это воспринимается как какая-то новость. У нас очень серьёзные основы для того, чтобы экология преподавалось в школе, заложены в наших базовых законах и документах государственной политики. В Конституции России в ст. 42 написано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Но там есть ещё одна важная статья о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Вообще, законодатель, когда принимал Закон об охране окружающей среды в 2002 году, заложил в нём целую главу, которая называется "Основы формирования экологической культуры", которая предусматривает систему всеобщего и комплексного экологического образования, подготовку руководителей организаций и экологическое просвещение.

Ребёнок с детства должен иметь представление не только об окружающем мире, поскольку в первую очередь он контактирует со средой обитания. В городах это фактически асфальт и редкие деревья. Он должен понимать основные экологические процессы, должен иметь представление о том, каким образом необходимо осуществлять экологически ответственное поведение. Потому что эти дети вырастают и становятся руководителями как в государственном, так и корпоративном секторе, и они принимают экологически значимые решения. Если это не заложено с детства, у нас могут быть очень негативные последствия.

В свете информации о островах из пластика в океане, не поздно ли мы об экологии вспомнили?

А. Багин: Нет, не поздно. Хорошо, что мы очнулись и начали хотя бы об этом думать, потому что я в силу возраста застал те времена, когда пластиковые пакеты продавались только в валютных магазинах, они были какой-то экзотикой или даже модой. Пакет даже многократно стирался и сушился.

Но запретами эту проблему не решить. Здесь должны внедряться сознание потребителя и элементы ответственного добровольного отказа от экологически не дружественных или враждебных моделей потребления.

Модель потребления в свою очередь окажет воздействие на производителя. Чем меньше будет спрос на такого рода продукцию, тем быстрее произойдут (естественное в рыночных условиях, плюс государство должно стимулировать) отказ и замена её на более ответственную продукцию.

Раньше как-то умудрялись упаковывать всю продукцию, которая продавалась в магазинах, без использования полиэтилена. Возможно ли нам вернуться назад?

А. Багин: Нам придётся возвращаться. Помню, что колбасу обычно в пергаментную бумагу упаковывали. Дело в том, что у нас иногда возникает эйфория при введении каких-то инноваций. В своё время, казалось бы, синтетика произвела революцию и дала гражданам какие-то новые виды продукции. Или мы выбрасывали старую деревянную мебель ради мебели из ДСП. Переоценили новшества и недооценили те негативные последствия, которые возникают в связи с не совсем продуманными шагами. Осознание ведь приходит не сразу.

С чего нужно начинать обучение на экоуроках? На что в первую очередь нужно сделать акцент? Что нужно рассказать ребёнку? И в каком возрасте эти экоуроки должны проходить? В начальных или старших классах?

А. Багин: Делать это надо, начиная с детского сада. Ориентируясь на уровень подготовленности детей, нужно закладывать в них то, что называется у нас в законодательстве "основами экологической культуры". Потому что экология настолько сложное и всеобъёмлющее понятие, практически это всё то, что окружает человека. Поэтому на уроках, наверное, если речь идёт о городских детях, акцент нужно делать на природе, с которой они сталкиваются реже. Рассказывать о значении лесов, о значении биоразнообразия, о взаимосвязях этого сложного мира, который фактически представляет основу жизнедеятельности человека. Нужно понимать, что любое использование природных ресурсов – это не только прямое их потребление, но и все виды воздействия на природу, которые в конечном счёте могут привести к её деградации.

Те же самые пожары, которые происходят в Сибири, из-за них мы теряем огромные территории леса. Ребятам нужно рассказывать о важности лесов, вовлекать их в акции по восстановлению леса, его посадке, что не восстановит всю Сибирскую тайгу, но воспитает бережное отношение к лесам и к тому, что нас окружает. То есть, нужно воспитывать и вовлекать во всякого рода волонтёрские акции.

Александр  Кузнецов "Арктическая одиссея". Часть 12-я

Александр Кузнецов "Арктическая одиссея". Часть 12-я

Начало в 14:10 Литературный сериал

Бах. Ария против коррупции

Бах. Ария против коррупции

Начало в 14:35 Кубок интерпретаций

Галерея мастеров

Галерея мастеров

Начало в 14:45 Галерея мастеров

Вести

Вести

Начало в 15:00 Вести

Крах Османской империи

Крах Османской империи

Начало в 15:12 История. Изъявительное наклонение

Легкие люди

Легкие люди

Начало в 15:35 Легкие люди

Эфир от 25.01.2022 (15:46)

Эфир от 25.01.2022 (15:46)

Начало в 15:46 Программа о здоровье

Вести

Вести

Начало в 16:00 Вести

Меры для борьбы с коронавирусом в Чувашии

Меры для борьбы с коронавирусом в Чувашии

Начало в 16:12 Разное время. Радиоканал

В Волгограде школы закрывают на карантин из COVID-19

В Волгограде школы закрывают на карантин из COVID-19

Начало в 16:20 Разное время. Радиоканал

"Тульская пресса": Тульская прокуратура подтвердила нарушения работы трамвая, окатившего снегом прохожих

"Тульская пресса": Тульская прокуратура подтвердила нарушения работы трамвая, окатившего снегом прохожих

Начало в 16:31 Разное время. Радиоканал

Разное время. Радиоканал

Разное время. Радиоканал

Начало в 16:46 Разное время. Радиоканал

Вести

Вести

Начало в 17:00 Вести

Разное время. Радиоканал

Разное время. Радиоканал

Начало в 17:12 Разное время. Радиоканал

Российские города теряют исторический облик

Российские города теряют исторический облик

Начало в 17:12 Разное время. Радиоканал

День студента. Необычные шпаргалки показали новосибирские студенты

День студента. Необычные шпаргалки показали новосибирские студенты

Начало в 17:31 Разное время. Радиоканал

Большой региональный проект на «Радио «Культура» и «Радио России»: «Ориентация на местности». Изучаем культурную карту страны

Большой региональный проект на «Радио «Культура» и «Радио России»: «Ориентация на местности». Изучаем культурную карту страны

Начало в 17:40 Разное время. Радиоканал

Памяти Владимира Высоцкого

Памяти Владимира Высоцкого

Начало в 17:46 Разное время. Радиоканал

Вести

Вести

Начало в 18:00 Вести

День студента

День студента

Начало в 18:12 Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 18:12 Наше время. Интерактивный канал

«Скрытые» симптомы штамма коронавируса «омикрон»

«Скрытые» симптомы штамма коронавируса «омикрон»

Начало в 18:31 Наше время. Интерактивный канал

Автоматические выплаты за задержку рейсов

Автоматические выплаты за задержку рейсов

Начало в 18:46 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 19:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 19:12 Наше время. Интерактивный канал

Сексуальное насилие в обнинской школе

Сексуальное насилие в обнинской школе

Начало в 19:12 Наше время. Интерактивный канал

"Парламентская газета": Минкультуры разработало проект указа президента по защите духовно-нравственных ценностей

"Парламентская газета": Минкультуры разработало проект указа президента по защите духовно-нравственных ценностей

Начало в 19:20 Наше время. Интерактивный канал

Блогерша из Мытищ Валерия Татаринцева привела в свою квартиру медведя

Блогерша из Мытищ Валерия Татаринцева привела в свою квартиру медведя

Начало в 19:31 Наше время. Интерактивный канал

Роскомнадзор планирует создать систему блокировки звонков мошенников

Роскомнадзор планирует создать систему блокировки звонков мошенников

Начало в 19:46 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 20:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 20:12 Наше время. Интерактивный канал

В гостях Сергей Воронов – лидер группы "The CrossroadZ"

В гостях Сергей Воронов – лидер группы "The CrossroadZ"

Начало в 20:12 Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 20:31 Наше время. Интерактивный канал

Новости спорта

Новости спорта

Начало в 20:31 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 21:00 Вести

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 21:12 Музыкальная программа

Вести

Вести

Начало в 22:00 Вести

Александр Беляев "Голова профессора Доуэля". Часть 7-я

Александр Беляев "Голова профессора Доуэля". Часть 7-я

Начало в 22:10 Литературный сериал

Шинель

Шинель

Начало в 22:35 Шинель

Вести

Вести

Начало в 23:00 Вести

"От всей души" с Вадимом Тихомировым

"От всей души" с Вадимом Тихомировым

Начало в 23:12 "От всей души" с Вадимом Тихомировым

Вести

Вести

Начало в 00:00 Вести

Российский радиоуниверситет

Российский радиоуниверситет

Начало в 00:12 Российский радиоуниверситет

Вести

Вести

Начало в 01:00 Вести

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 01:12 Музыкальная программа

Вести

Вести

Начало в 02:00 Вести

Литературный сериал

Литературный сериал

Начало в 02:10 Литературный сериал

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа