+7 800 222 999 2
19 Ноября 2019

Должна ли школа приучать детей к труду

В идеале на современных уроках технологии ребёнок должен знакомиться с промышленным дизайном, с технологиями цифрового производства, робототехникой, мехатроникой...  На практике ситуация даже в пределах одного региона очень разная. Председатель Национального родительского комитета Ирина Владимировна Волынец.

Уроки технологии в детском технопарке "Кванториум" в Москве.

Уроки технологии в детском технопарке "Кванториум" в Москве. Агентство стратегических инициатив (asi.ru)

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Мыть полы в классе? Дежурить в столовой? Убирать территорию вокруг школы на субботнике? Всё это ученик может делать сегодня только с письменного согласия родителей. Этого требует закон. Однако реальность такова, что многие папы и мамы согласия не дают. "С какой стати мой ребёнок должен убирать в классе, если в школе есть штатная уборщица?" – самый типичный аргумент.

Так что, современная школа имеет право на трудовое воспитание детей? Всех или только отдельных? Или школа окончательно погрузилась в сферу предоставления "образовательных услуг"? Надо ли жалеть о том, что на уроках больше не будут шить фартуки и сколачивать табуретки?

Надо ли в школе сегодня приобщать детей к настоящему ручному труду?

Вы обучаете своих четверых детей-школьников работе с молотком и пилой? Или же вы считаете, что они где-то когда-нибудь сами этому научатся и это сегодня не самое важное и главное?

Ирина Волынец: Из четверых моих школьников с молотком и пилой нужно научиться обращаться одному, которому пока девять лет. Я считаю, что этому ему нужно научиться, потому что в жизни, когда у мужчины руки вставлены тем концом, это ещё никому не помешало. А вот девочек, и дома тоже, мы обязываем убираться, мыть пол, уметь правильно держать тряпку. В противном случае, если они этому не научатся в детстве, во взрослом возрасте им это уже вряд ли захочется делать.

Конечно, куда приятнее эксплуатировать труд своих детей у себя дома, чем отдавать столько их сил школе.

Ирина Волынец: Я не считаю, что мы эксплуатируем детей, потому что наши дети понимают, что они делают и ради чего. Это их вклад в семью. Мы все сегодня сталкиваемся с тем, что маленькие дети часто заявляют родителям о своих правах. Этому их обучают с детского сада. А вот об обязанностях в школе и в садике им очень часто рассказать забывают. При этом для любого взрослого человека крайне важно понимать, что там, где есть права, всегда есть обязанности. Если ты этого не знаешь с детства, то во взрослом возрасте переучиваться трудно, когда картина мира уже сложилась. Я своим детям разрешаю убираться в школе. Когда нам дали подписать добровольное согласие на это, я его подписала, потому что считаю, что труд ещё никому не навредил, в том числе и тяжёлый физический. Он нужен в том числе и для того, что понять ценность интеллектуального труда.

Сегодня школа действительно без согласия родителей не имеет права к такому труду детей принуждать, но воспитывать белоручек тоже крайне опасно, потому что нет никакой гарантии, что детям во взрослом возрасте не придётся всё это самим делать. И если они этого не будут уметь, им это будет в тягость и в тысячи раз труднее, чем если бы они это умели делать с детства.

Проблема в том, что сегодня закон не позволяет школе без согласия родителей учить детей менять лампочки, вкручивать шурупы, чистить трубы и т.п. Если раньше были уроки труда, на которых учили, как и гвоздь вбить, и фартук сшить, то сегодня таких уроков нет. Когда я училась в школе, у нас в старших классах был такой предмет, как УПК (учебно-производственный комбинат), и мы на целый день раз в неделю уходили на этот комбинат, где я получила профессию медсестры без окончания медучилища. У меня даже есть сертификат, что я медсестра-массажистка. Вообще, мне это в жизни пригодилось.

Ну а зачем сегодня уметь шить фартук, когда этих фартуков у товарища Alibaba столько...

А пожарить курицу вкусно?

Ирина Волынец: В конце концов, надо уметь приготовить поесть. В школах раньше девочек учили готовить.

Проблема сегодняшней школы в том, что она вообще ничего не должна и не готовит ни к чему, кроме как правильно уметь переписывать из Интернета и умело сдавать ЕГЭ. Но учиться в школе только для того, чтобы сдать ЕГЭ, а что потом, после сдачи ЕГЭ? В этом вся проблема. И ещё придумывают какие-то новые ЕГЭ по предметам, которые хотят сделать обязательными. С этого года хотят ввести ОГЭ по иностранному языку, а с 2022 года – обязательный ЕГЭ по иностранному языку, а потом – обязательные ОГЭ и ЕГЭ по истории. Какие тут уроки труда и какое тут привитие ученикам новых практических навыков, если делается всё для того, чтобы наших детей, похоже, свести с ума окончательно. И родителей заодно.

­Каким должен быть современный урок технологии

Вести

Вести

Начало в 10:00 Вести

Хорошее начало

Хорошее начало

Начало в 10:10 Хорошее начало

Вести

Вести

Начало в 11:00 Вести

Хорошее начало

Хорошее начало

Начало в 11:10 Хорошее начало

Вести

Вести

Начало в 12:00 Вести

Кавказский акцент

Кавказский акцент

Начало в 12:10 Кавказский акцент

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 12:40 Музыкальная программа

Вести

Вести

Начало в 13:00 Вести

Эфир от 26.09.2021 (13:10)

Эфир от 26.09.2021 (13:10)

Начало в 13:10 Максимова

Вести

Вести

Начало в 14:00 Вести

"Отзвуки театра" с Александром  Калягиным

"Отзвуки театра" с Александром Калягиным

Начало в 14:10 "Отзвуки театра" с Александром Калягиным

Поэтический минимум

Поэтический минимум

Начало в 14:45 Поэтический минимум

Вести

Вести

Начало в 15:00 Вести

Михаил Лермонтов "Маскарад"

Михаил Лермонтов "Маскарад"

Начало в 15:10 Театр у микрофона

Вести

Вести

Начало в 16:00 Вести

Михаил Лермонтов "Маскарад". Продолжение

Михаил Лермонтов "Маскарад". Продолжение

Начало в 16:10 Театр у микрофона

Вести

Вести

Начало в 17:00 Вести

Выпуск 854. Шакти

Выпуск 854. Шакти

Начало в 17:10 Аэростат

Вести

Вести

Начало в 18:00 Вести

Нашли время

Нашли время

Начало в 18:10 Нашли время

Вести

Вести

Начало в 19:00 Вести

Нашли время

Нашли время

Начало в 19:10 Нашли время

Вести

Вести

Начало в 20:00 Вести

Факультет ненужных вещей

Факультет ненужных вещей

Начало в 20:10 Факультет ненужных вещей

Вести

Вести

Начало в 21:00 Вести

Русский гитарный квартет в гостях у "Радио России"

Русский гитарный квартет в гостях у "Радио России"

Начало в 21:10 Исповедь гитары. Встреча в студии "Радио России"

Ароматный фестиваль

Ароматный фестиваль

Начало в 21:35 От пролога к эпилогу

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа