+7 800 222 999 2
25 Декабря 2019

Канун Рождества – сверхприбыльное время для мошенников от религии

Заказать молитву по телефону, исповедоваться в чате и поставить свечу в Успенском соборе Кремля – таким образом облегчить жизнь верующим пытаются десятки сайтов в Интернете. В РПЦ предупреждают прихожан о наплыве мошеннических порталов, продающих несуществующие услуги. Эксперт – иеромонах Макарий (Маркиш).

Иеромонах Макарий (Маркиш) | фото с канала "Елицы"

Иеромонах Макарий (Маркиш) | фото с канала "Елицы"

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

В канун больших церковных праздников – Рождества и Пасхи – у таких сайтов растет число заказов. Священников беспокоит этическая сторона вопроса: откупаясь от религиозных обрядов, человек отрывается от религиозной жизни.

Некоторое время назад о наплыве мошеннических сайтов рассказал глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. По его словам, всего за год было обнаружено порядка 20 сайтов, которые обманывают посетителей подобным способом. Впрочем, нельзя огульно обвинять всех создателей таких сайтов, и в РПЦ не спешат этого делать, потому что некоторые из них действительно могут передавать собранные деньги в пользу храмов.

Ситуация выглядит следующим образом: заказал через сайт молебен, заплатил деньги и спокойно продолжаешь заниматься своими делами. В этом есть что-то такое искусственное и неискреннее?

иеромонах Макарий: Это хуже гораздо, чем искусственное и неискреннее. Это можно назвать заразой, поскольку грех. Православие мы часто законным образом отождествляем с молебном, но то, о чём вы говорите, это один из видов бацилл, которые разрушают религиозную, духовную, нравственную жизнь людей. Тут по-другому не скажешь. Это подмена веры суеверием, а религии – магией. Об этом я должен всех сразу предупредить очень жёстко.

Учитывая современные реалии, учитывая нынешнее время, когда всё переходит в цифровую сферу, я с удивлением не так давно узнала, что в одной из соцсетей есть такой аккаунт, как "Батюшка онлайн", где можно обратить к батюшке через соцсети, чтобы найти ответ на свои вопросы. Такое вообще в современном мире возможно? Или всё-таки лучше действовать как-то по старинке?

иеромонах Макарий: Ну, так это две большие разницы. Одно дело обратиться к священнику. Вы же ко мне тоже обращаетесь не лично, а через сотовую связь, и это никого не волнует. А лет пятьсот тому назад мракобесы громили типографии, говоря, что в печатном станке бес сидит, поэтому типографа надо сжечь, а станок уничтожить. Тут две стороны прогресса. Точнее сказать надо так: любое техническое средство, начиная от топора и ножа и кончая компьютером и сотовой связью, можно употреблять, а можно ими злоупотреблять. Вот как мы на это смотрим. Очень хорошо, когда употребляют, пишут священнику, задают ему вопросы. И очень плохо, когда с помощью технических средств людей отводят от Христа, отводят от веры.

Есть сайты, которые действительно передают собранные деньги в пользу храмов. Про деньги понятно. А каков механизм передачи электронных записок? Вот человек пришёл в храм, написал там записку. А электронные записки тоже передают? Как их зачитывают на молебнах?

иеромонах Макарий: Записка сама по себе – это не начало процесса. Начало процесса – это моя молитва обычная и моё желание участвовать материально в церковной жизни. Дорогие друзья, братья и сёстры, церковь – это все мы. Не только те, кто носит кресты и рясы, но и те, кто носит пиджаки и юбки. И церковь существует на этой земле как материальный организм, который нужно материально поддерживать. Церковь деньги не печатает, нам они с неба не падают. Мало того, у нас даже нет недвижимого имущества, которое могло бы приносить ренту, как в других религиозных организациях, прежде всего в Римской католической церкви. Мы, церковь, живём как простой рабочий: от зарплаты до зарплаты, от получки до получки. И когда вы приносите ваше пожертвование, вы делаете очень важное и доброе дело.

И вот человек приносит пожертвование в свой храм приходской, в какой-то монастырь и, себя отождествляя, говорит: вот вы, друзья мои, помолитесь об Иване, Николае, Ольге, Татьяне, Елене. Вот вам записка. Это откуда она возникает. А дальше она передаётся по электронной связи в ту компанию, в общественную или церковно-общественную организацию, которые и занимаются ими, распечатывают или опять передают по электронной связи по нужному адресу, там её получают, молятся и благодарят за это пожертвование. Вот в чём тут дело. Записка сама по себе не сервис, записка – это дополнение к моей собственной молитве и к моему материальному участию в церковной жизни.

А есть люди, которые полагают так: я сижу дома, у меня есть Интернет, по которому я могу попросить, чтобы за меня где-то помолились. Оставил сообщение на сайте или зашёл на официальный сайт. То есть, суть здесь не меняется. Так получается?

иеромонах Макарий: Суть определяется личным устроением самого молящегося человека, который включается в некоторое рассуждение: с кем он имеет дело – с проходимцем или с церковью, или с легитимной общественной организацией?

Подобный электронный способ обращения к Богу не является ли таким лёгким путём? Ведь не надо никуда человеку ходить, не надо себя преодолевать, не надо никакое послушание применять. Ведь всё-таки элемент послушания присутствует в том, что человеку надо рано встать, преодолевая себя, добраться до храма, отстоять там службу, и потом уже, может быть, пообщаться со священнослужителем.

иеромонах Макарий: Вы на 100 процентов правы. Но мы говорим немного о разных вещах. Вы говорите о богослужении, а я говорю о материальном пожертвовании и просьбе о молитве. Это совершенно разные вещи. Допустим, человек прикован к постели, он не может бывать на богослужении часто, его надо сажать в специальный инвалидный автомобиль и куда-то везти. Священник тоже часто приезжать не может, допустим, этот человек находится в мегаполисе, в Москве, где священников острейшая нехватка. Так вот, этот человек получает свою пенсию и хочет своими материальными средствами как-то участвовать в церковной жизни. И кто когда ему за это поставит лыко в строку или осудит? А кто-то другой говорит, что вот он послал 200 рублей, и всё в порядке, он больше ни о чём думать не будет. Это уже человек, который впал в магию и в чистейшее суеверие, которому никакого оправдания нет. Вот разные ситуации одной и той же картинки.

В Европе начали распространяться онлайн-сервисы по поиску священников, готовых исповедать прихожанина здесь и сейчас, как говорится. В Испании есть такой католический священник Рикардо Ла Торре. Он запустил подобный сервис, в приложении к которому пользователь может договориться об исповеди в любом удобном месте, выбрав нужного священника по карте. Там указывается год рождения священника, год рукоположения его в священники и имеется фотография. И, как одна газета написала, это логичный шаг доведения ситуации до полного абсурда.

иеромонах Макарий: Наверное. Это Римская католическая церковь. Об этом, наверное, надо спрашивать у папы Франциска, как он на это смотрит. И какие у них там основы и правила. Вообще, исповедь – это таинство церкви. Пожертвование – это пожертвование. Каждый может прислать пожертвование любым способом, в том числе, например, письмом с перечислением людей, за которых он хочет молиться. А исповедь – это таинство. Она совершается двумя способами. Обычным способом – в храме перед алтарём или в специально отведённом месте. И у постели смертельно больного человека. Когда мне говорят, а не могу ли я кого-то дома исповедать, я всегда спрашиваю, а они случайно не больны смертельно, после чего сразу мне отвечают, что нет-нет и что они придут в храм. Вот вся логика этого разговора. Почему римо-католики предлагают исповедать здесь и сейчас, я не знаю, и это не мой вопрос.

Но, с другой стороны, опять-таки надо отличать исповедь от пастырской беседы. Недаром у нас в Интернете публикуют данные о священниках: какое у них образование, где они служили, имеют ли боевой опыт, если когда-то служили в армии. Или то, что он врач или юрист. Людям полезно об этом знать. Эта информация публикуется. У нас есть социальная сеть "Елицы", например, , где тоже можно задать подобный поиск, но не ля исповеди здесь и сейчас, а для того, чтобы с этим священником вступить в разговор, в корреспонденцию, в переписку. Может быть, приехать к нему, в конце концов, если тот где-то недалеко. В этом нет ничего не только плохого, но это совершенно естественная вещь.

Окончание беседы слушайте в записи.

­В канун Рождества религиозные мошенники получают сверхприбыли

Вести

Вести

Начало в 03:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 03:10 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 04:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 04:10 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 05:00 Вести

Наше время. Интерактивный канал

Наше время. Интерактивный канал

Начало в 05:10 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 06:00 Вести

Литературный сериал

Литературный сериал

Начало в 06:10 Литературный сериал

Привычка быть здоровым

Привычка быть здоровым

Начало в 06:35 Привычка быть здоровым

Программа о здоровье

Программа о здоровье

Начало в 06:45 Программа о здоровье

Вести

Вести

Начало в 07:00 Вести

Сигналы точного времени

Сигналы точного времени

Начало в 07:10 Сигналы точного времени

Вести

Вести

Начало в 08:00 Вести

Сигналы точного времени

Сигналы точного времени

Начало в 08:10 Сигналы точного времени

Вести

Вести

Начало в 09:00 Вести

Сигналы точного времени

Сигналы точного времени

Начало в 09:10 Сигналы точного времени

Вести

Вести

Начало в 10:00 Вести

Сигналы точного времени

Сигналы точного времени

Начало в 10:10 Сигналы точного времени

Вести

Вести

Начало в 11:00 Вести

Эфир от 01.12.2021 (11:10)

Эфир от 01.12.2021 (11:10)

Начало в 11:10 Слушаем! Радиоканал

Вести

Вести

Начало в 12:00 Вести

Актуально

Актуально

Начало в 12:10 Актуально

Вести

Вести

Начало в 13:00 Вести

Микрон и будущее отечественной микроэлектроники

Микрон и будущее отечественной микроэлектроники

Начало в 13:10 Российский радиоуниверситет

Вести

Вести

Начало в 14:00 Вести

Фёдор Достоевский.  "Дневник писателя". Часть 15-я

Фёдор Достоевский. "Дневник писателя". Часть 15-я

Начало в 14:10 Литературный сериал

"Кокон"

"Кокон"

Начало в 14:35 Поэтический минимум

Галерея мастеров

Галерея мастеров

Начало в 14:45 Галерея мастеров

Вести

Вести

Начало в 15:00 Вести

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа