+7 800 222 999 2
31 Января 2020

Валерий Бабич: жизнь сама рассказывает удивительные истории

Генеральный продюсер Babichfilm Валерий Бабич – создатель таких сериалов для телеканала "Россия", как "Освободители", "Диверсанты" и "Титаник". Все они относятся к жанру "докудрамы"...

Валерий Бабич в студии "Радио России"

Валерий Бабич в студии "Радио России"

Алла Волохина и Вячеслав Коновалов

Алла Волохина и Вячеслав Коновалов

Программу ведут Алла Волохина и Вячеслав Коновалов.

Что это такое? Откуда "докудрама" появилась?

Валерий Бабич: Это слово я до сих пор не верю, что прижилось. Поскольку это называли как угодно – видеореконструкцией, просто реконструкцией и т.д. Я боролся с этим, как мог. Говорил, что реконструкция – это когда люди-энтузиасты на Бородинское поле выходят в костюмах гусаров 1812 года. А у нас всё-таки фильм. Прижился этот термин "докудрама" в России, стал популярным. Скорее, он всё-таки профессиональный, поскольку используется, когда речь идёт о кинорынке, когда на переговорах спрашивают, что у нас за жанр. И когда отвечаешь, что "докудрама", всё становится понятным. Это что-то из истории всерьёз, но разыгрывают всю эту историю актёры. Зачастую это смешивается или с экспертами, или с хроникой, различного рода схемами, объяснениями и т.д. То есть, это исторический фильм, разыгранный с помощью приёмов художественного кино.

А насколько такой исторический фильм документален? Сколько в нём домыслов и придумок режиссёра? Насколько это всё отличается от настоящего документального кино?

Валерий Бабич: Настоящее документальное кино – это тоже домыслы, так как в нём есть позиция автора и позиция тех историков, которые консультировали данную киногруппу. Поэтому любое кино – это, прежде всего, кино.

Но документальный фильм можно снимать и о современниках. Вот в нём уже домыслов нет.

Валерий Бабич: Конечно. Это другая история. Это, скорее, журналистское исследование или биографический фильм. А всё, что касается исторического кино, то позиция автора сценария, продюсера, режиссёра и всей съёмочной авторской группы – это определённое отражение своего взгляда на события, подкреплённые, безусловно, какими-то историческими фактами, консультантами и т.д. Мы всегда старались делать кино достаточно объективно. Но я уверен, что объективным на все 100 процентов здесь быть невозможно.

Поскольку вы – продюсер, то получается, что "докудрама" снимается так, как считает правильным его снимать продюсер. Я правильно понял?

Валерий Бабич: Это сложный вопрос. Я думал всегда, что профессия продюсера уже достаточно устоявшаяся и как-то понятная, но на самом деле нет. Более того, она не понятна, как выясняется, даже внутри съёмочной группы. Ко мне подходил наш оператор, который много участвовал в работе над нашим фильмом, и спрашивал меня, чем я занимаюсь? У нас есть прекрасный режиссёр, который сценарий прочитал, вышел на площадку, всех поставил и всё снял...

Всем известно, что продюсер – это человек, который ищет деньги.

Валерий Бабич: А вот это большое заблуждение. Во-первых, я не выгляжу как человек, который может найти какие-то деньги. Поэтому для этого у меня есть прекрасный мой партнёр, друг и коллега Влад Ряшин, который силён в смысле организации производства. А это серьёзный процесс. Нужно найти финансирование, прокатчика и т.д. И в этом смысле я Владу доверяю всецело. А на мне всё-таки, я полагаю, в нашем творческом коллективе лежит поиск темы, о чём мы будем зрителю рассказывать. И почему сегодня мы должны об этом поговорить, что я могу нового принести зрителю, как мы можем это оформить. Всё это я предлагаю режиссёру. Продюсер занимается именно тем, что ищет тенденцию, ищет то, что для его потенциальной аудитории, по его мнению, может быть нужно, интересно, увлекательно и т.д.

А как происходит поиск темы? Вы заказываете исследование маркетинговой группе, она обзванивает 1895 человек по всей РФ. Как вообще это делается?

Валерий Бабич: Я не очень верю, что предложенная вами механика будет эффективна. Да, мы получим какой-то срез, а в результате этот зрительский срез покажет, что именно то, что зритель хотел посмотреть, как он говорил, в результате он это и не смотрит. Ну кто бы когда мог представить себе, что появится сериал "Игры престолов" – фэнтези, какая-то придуманная сказка, что кто-то это будет сегодня всерьёз смотреть. Какой-то сумасшедший дом с драконами, колдунами, рыцарями. На дворе XXI век, а это что вообще такое? И вдруг кто-то это предлагает, находит книгу, которая популярна в очень широкой, но достаточно нишевой аудитории, и создаёт фильм, который весь мир смотрит запоем. Любая придумка хороша.

Вот я недавно вспоминал КВН. Когда-то же кто-то придумал, что на телевидении можно не только рассказывать о новостях, транслировать чужое кино и вести спортивные репортажи, но и что можно задавать друг другу вопросы и отвечать на них в шутку. Наверное, это и был продюсер.

Как всё-таки появляются темы? Откуда вы их берёте? Из прессы, из соцсетей, через какой канал?

Валерий Бабич: Думаю, что основной канал у любого продюсера – это его собственный мир, то, что его интересует, то, что он знает и любит. Для меня "докудрама" как жанр начинался, наверное, из моей любви, как это ни странно звучит, к наполеонике. А вообще любовь к истории у меня началась, наверное, где-то лет с 6, когда меня вдруг посреди ночи разбудила мама, а мы жили тогда за Полярным кругом, в городе Билибино Магаданской области, я был тогда совсем маленьким, у нас была коммунальная квартира с многими комнатушками, и только в одной комнате был телевизор. Это был 1969 год. И я, такой ещё младенец, вдруг в половине одиннадцатого вечера был разбужен мамой, чего никогда не происходило ранее. И она меня позвала к соседям, у которых шло очень замечательное кино! Для меня это был шок, потому что никогда мне до этого не приходилось после 10 часов вечера вставать, пусть даже в туалет, выходить из кровати не разрешалось. Мама меня привела, усадила перед телевизором, и я посмотрел фильм под названием "Гусарская баллада". Я был просто поражён фильмом. И потом уже в достаточно зрелом возрасте это вдруг вспомнилось, всплыло, к этому времени был уже прочитан роман "Война и мир", много другой литературы, и на этой основе у меня формировалось представление о нашей стране и об эпохе. А потом оттуда протянулись какие-то ниточки в одну сторону – к Великой французской революции, в другу – к декабристам. И вот как-то после этого просмотра фильма мне стало вдруг понятно, что это мне нравится. Потом я уже перешёл к современным войнам, к современным личностям, не так давно ушедшим, и даже к эпохе социализма.

Особенность истории как научной дисциплины, её популяризация, её коварство и её подвох в том, что в ней содержится та самая драматургия, которую мы всегда любим читать в художественной литературе. И, конечно же, сама история всегда тебя подпитывает. Её финалы далеко не всегда литературные. А порой на самом деле куда более литературные и драматичные, чем может представить себе автор. Жизнь сама рассказывает совершенно удивительные истории.

Жанр "докудрама" подразумевает обязательно художественность, а художественность подразумевает субъективизм. У продюсера есть безусловное право и необходимость соблюдать те необходимые меры и нормы, которые им заложены, которые важны для него. Я как продюсер должен искать у зрителя тот отклик, тот интерес, которые он не удовлетворит, прочитав книгу, а увидит только у нас. И сегодня это то, что людей очень интересует. Действительно это было так или так?

Сериал "Освободители" вы сняли к 65-летию годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В этом году ей будет 75 лет. Есть ли какая-нибудь сейчас в работе докудрама, которая будет выпущена к 75-летию Победы? Эта тема сегодня очень актуальна.

Валерий Бабич: Мы хотим сейчас попробовать предложить проект, посвящённый цифрам. Возможно, мы даже сделаем это в качестве нашей личной инициативы. Цифрами очень много жонглируют, поэтому требуется правильная интерпретация числа жертв, производства и т.п. Нечто в духе современного интернет-тренда, активного, быстрого, информационного.

Окончание беседы слушайте в записи.

­Гость в студии – генеральный продюсер Babichfilm Валерий Бабич

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

Эфир от 04.04.2020 (02:10)

Эфир от 04.04.2020 (02:10)

Начало в 02:10 "Поэтический минимум"

"Кавказский акцент"

"Кавказский акцент"

Начало в 02:30 "Кавказский акцент"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Музыка на "Радио России"

Музыка на "Радио России"

Начало в 03:10 Музыка на "Радио России"

Эфир от 04.04.2020 (03:30)

Эфир от 04.04.2020 (03:30)

Начало в 03:30 "Неизвестная планета"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Дорога к успеху: мюзиклы о  Бродвее

Дорога к успеху: мюзиклы о Бродвее

Начало в 04:10 "Мюзик-холл"

Эфир от 04.04.2020 (04:35)

Эфир от 04.04.2020 (04:35)

Начало в 04:35 "Ни пуха, ни пера"

"Музыка про...". Эфир от 04.04.2020 (04:50)

"Музыка про...". Эфир от 04.04.2020 (04:50)

Начало в 04:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Сергей Руднев и его "многоликая гитара"

Сергей Руднев и его "многоликая гитара"

Начало в 05:10 "Исповедь гитары". Встреча в студии "Радио России"

Иудеи в плену, Италия в пандемии

Иудеи в плену, Италия в пандемии

Начало в 05:40 "Кубок интерпретаций"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Эфир от 04.04.2020 (06:30)

Эфир от 04.04.2020 (06:30)

Начало в 06:30 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Эфир от 04.04.2020 (07:10)

Эфир от 04.04.2020 (07:10)

Начало в 07:10 "Мир российской усадьбы"

Какого рода слово "виски"?

Какого рода слово "виски"?

Начало в 07:30 "Как это по-русски?"

Музыка на "Радио России"

Музыка на "Радио России"

Начало в 07:45 Музыка на "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

"Звучит баян и льётся песня"

"Звучит баян и льётся песня"

Начало в 08:10 "Концертино"

Эфир от 04.04.2020 (08:30)

Эфир от 04.04.2020 (08:30)

Начало в 08:30 "Радиошкола детских писателей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Эфир от 04.04.2020 (09:10)

Эфир от 04.04.2020 (09:10)

Начало в 09:10 "Провенанс"

"Музыка про..."

Начало в 09:30

"Доверительный разговор"

Начало в 09:45

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Эфир от 04.04.2020 (10:10)

Эфир от 04.04.2020 (10:10)

Начало в 10:10 Музыкальная программа

Михаил Булгаков "Полотенце с петухом". Часть 1-я

Михаил Булгаков "Полотенце с петухом". Часть 1-я

Начало в 10:10 "Литературный сериал"

"Здоровая жизнь"

Начало в 10:40

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

"Музыка в событиях"

"Музыка в событиях"

Начало в 11:10 "Музыка в событиях"

Эфир от 04.04.2020 (11:30)

Эфир от 04.04.2020 (11:30)

Начало в 11:30 "О животных" с Иваном Затевахиным

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Академик Виталий Костомаров: "Язык меняется, как и все в мире"

Академик Виталий Костомаров: "Язык меняется, как и все в мире"

Начало в 12:10 Настоящее историческое (Praesens historicum)

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

О научном поиске, цель которого – остановить пандемию коронавируса

О научном поиске, цель которого – остановить пандемию коронавируса

Начало в 13:10 "Посоветуйте, доктор"

Жан Батист Люлли. "Персей"

Жан Батист Люлли. "Персей"

Начало в 13:45 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа