+7 800 222 999 2
18 Февраля 2020

"Каждой твари по паре". Юристы в замешательстве...

В Новосибирске детям на выставке под таким названием показали, как спариваются ежи и медведи. Общественники выступили против экспозиции, на которую пускают 12-летних школьников. Эксперты: адвокат Виктория Данильченко и историк, основатель четырёх музеев заслуженный учитель РФ к.п.с. Александр Викторович Снегуров.

Адвокат Виктория Данильченко.

Адвокат Виктория Данильченко. "Россия 1"

историк Александр Викторович Снегуров

историк Александр Викторович Снегуров

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

В Новосибирске открылась выставка про животных. Правда, узко специализированная. Тематика – репродукция или по-простому размножение зверей. В экспозиции представлены и медведь с медведицей, и волк с волчицей, и ёж с ежихой. В общем, всё зверьё в "романтических" позах в этот самый, что называется, момент.

Автор выставки – кандидат биологических наук, исследователь животного мира петербуржец Павел Глазков. Часть экспонатов сделал сам со своими коллегами-таксидермистами. Другая часть изображений спаривающихся животных – горшочки, коврики с рисунками, резьба по камню на ту же тематику – собрана по всему миру. При этом возрастной ценз выставки 12+.

Новосибирский общественник, православный активист Иван Квасницкий считает, что ценз определен неправильно и детям смотреть на зверей в период размножения нельзя. В том же Санкт-Петербурге эта выставка предназначалась для лиц старше 16.

По закону показывать детям звериные близкие отношения можно? Можно ли приравнять половые отношения между животными к понятию "человеческий секс"?

Виктория Данильченко: У нас в законе нет такого понятия. На это обращён взор многих сегодняшних юристов, потому что действительно их беспокоит полное отсутствие на законодательном уровне этих вопросов.

Выставка и маркировка 16+ на томике стихов С. Есенина у нас есть, а маркировки подобного рода вещей у нас нет?

Виктория Данильченко: Маркировка безусловно должна была бы существовать, та самая 16+. Но что касается истории с выставкой в Новосибирске, тот товарищ, который организовал её, является также ещё и владельцем этой выставки. Это человек, который её придумал и рассказал, что в Петербурге всё это вообще уже проходило. И когда ему сказали, что в Санкт-Петербурге это проходило под грифом 16+, он сказал, что это была какая-то ошибка. С опечаткой напечатали все афиши, и вышло, как вышло.

На самом деле с точки зрения закона можно ли это приравнять к человеческим взаимоотношениям, наверное, это сделать сложно. То есть, если эти экспонаты не вызывают у детей никакой возбуждающей реакции, ещё что-то такого же плана, то это сделать будет сложно. А если выставка несёт в себе некий возбуждающий характер, то тут я бы поспорила, что всё это настолько невинно с точки зрения детского (подросткового) внимания.

Мне кажется, что это несёт некий элемент возбуждения, потому что в таком возрасте дети очень интересуются темой продолжения рода. И, конечно же, их подобные вещи волнуют очень.

Виктория Данильченко: Я с вами согласна. Прежде всего, я бы этот вопрос отнесла и на счёт родительского внимания, потому что каждый родитель тоже должен задуматься, хорошо ли это. Давайте всё-таки с родителей не снимать ответственности за воспитание своих детей и привитие им какого-то вкуса. Не только за это несёт ответственность человек, который создал эту выставку и написал, что её разрешено посещать с 12 лет. Давайте разберёмся, если она столь безобидная, почему тогда с 12 лет, а не с нуля или с шести лет?

Потому что школьный предмет "биология" начинается в шестом классе, когда ученикам в школе исполняется 12 лет.

Виктория Данильченко: Если мы говорим, что это происходит как продолжение уроков биологии, я бы с этим опять же поспорила. Потому что можно указывать всё не обязательно детально. Можно это как-то и по-другому показывать, но в данном случае автор занимает позицию, что все мы вот такие ханжи и разве мы должны по-прежнему рассказывать детям, что их в семью аист приносит или их в капусте находят. Здесь что одно неправильно, что другое неверно. Где найти ту самую золотую середину? Но опять же с позиции юридической я не сказала бы, что здесь есть нарушение норм закона.

Х Х Х

С точки зрения педагогики и психологии здравого смысла что представляет собой родитель, вместе с ребёнком посещающий эту выставку? Насколько это нормально?

Александр Снегуров: Вся композиция с этими чучелами мне не представляется нормальной в целом. За 33 года моей педагогической практики я наблюдал разные ситуации и различные сюжеты – и дворовые, и не дворовые, и если дети осведомлены о чём-то в 12 лет, то это не значит, что мы должны этой парадигмой пользоваться. Мы должны предлагать им свой педагогический мир, охраняющий мир детства. И интимный мир ребёнка тоже.

Посетить подобную выставку с родителем – это совершенно страшно. Если ребёнок это увидит где-нибудь в селе, это так естественно. А когда эти композиции специально созданы и спариваются рядом пары ежей и кабанов, мы такого даже в природе не встретим. То есть, это фальсификация даже и природных процессов, на которые напирает очень автор, имея в виду, что это как раз отражение той самой честной, неискусственной натуры, а люди в неё порок привнесли, поэтому они порочно и видят. Но если в культуре так создалось, в частности, в русской культуре, которая до XVIII-XIX веков была очень консервативной в этих вопросах уж точно? Может быть, традиции будем соблюдать или у нас новаторские приёмы будут такого характера? Не использование инновационных технологий в области физики, химии, медицины, а вот такое новаторство весьма суррогатное.

В том, что кому-то в голову пришла вообще сама идея из мёртвых животных изображать животных совокупляющихся, есть какой-то элемент нездоровья...

Александр Снегуров: Болезненности. Это порочный посыл. И тут маскировка под Ноев ковчег совершенно не катит. Какая тут может быть аргументация? Их везли для размножения, но почему акцент сделан на спаривании. Наверное, надо было делать акцент на том, что праведники Ной и его сыновья спаслись. Наверное, на этом акцент, нет разве?

С одной стороны, организатор выставки говорит, что это безыскусственная природа, натура, она не может её оскорблять, потому что всё в ней органично. Но, с другой стороны, на этом же органичном примере мы должны моделировать поведение людей. Значит, это всё-таки относится к людям. Конечно же, это относится к людям. Потому что в сказках звери олицетворяют людей. И здесь совершенно сразу же, без всякой остановки будут такие аналогии в головах у ребят. Отсечь природный мир от мира людей, тем более в музее, который, наверное, есть порождение цивилизации, прогресса, это же устраивается не в лесу, тогда это совершенно разные контенты. Это, конечно, вызовет реакцию у одних – возбуждения, у других – крайнего смущения и невероятной двойственности. А хрупкий мир ребёнка часто маскируется под видом развязности, попытками грубо представить себя во всём осведомлённым. Надо понимать, что у многих это маска, и не надо считать эту маску уже укоренившейся. Многие дети доверяют мне свои секреты, я храню педагогическую тайну, и они признаются, что порой вынуждены в силу социализации и напора среды представлять себя хуже, грубее, в чём-то неосведомлёнее в подобных вопросах, чем это есть на самом деле.

Этот цинизм ребёнка является прикрытием на самом деле ранней взрослости?

Александр Снегуров: Конечно. А этой выставкой он только усиливается. Пласт культуры – это не кабаны и олени, которые занимаются соитием, а обнажённая человеческая фигура вроде статуи Давида. К этому надо приучать. Потому что это как раз путь к постижению культуры и эстетики. Когда есть категории прекрасного и безобразного. Эстетические категории – это вкус и нравственность.

Какую тогда цель мог бы преследовать автор всего этого странного перформанса? Потому что когда он рассказывает, что это очень ценная с точки зрения информация выставка, которая доносит до детей правду о том, что лисы-самцы являются преданными отцами, всё это выглядит не очень убедительно. Происходит какая-то подмена понятий. Для чего человек мог всё это придумать?

Александр Снегуров: Говорить про это неприлично. Это болезненность, перверсии, что-то вытесненное в детстве, в подростковом возрасте. Это долго хранилось в каком-то психическом моём багаже, в каком-то отделе. И потом прорвалось с помощью искусства. Часто реализация в области искусства является таким выходом с выпуском пара из накопившихся эмоций. И эти люди подчас являются талантливыми людьми в проведении подобных акций и компоновке подобных фигур.

­"Каждой твари по паре". Юристы в замешательстве...

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 22:40 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Тролль Гнет Ель" – интервью

"Тролль Гнет Ель" – интервью

Начало в 23:10 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Гендель. Мессия. 9-я серия. Перспектива воскресения

Гендель. Мессия. 9-я серия. Перспектива воскресения

Начало в 00:10 "Барочная практика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Акустика"

"Акустика"

Начало в 01:10 "Акустика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 02:10 Музыкальная программа

"О животных" с Иваном Затевахиным

"О животных" с Иваном Затевахиным

Начало в 02:25 "О животных" с Иваном Затевахиным

Музыка на "Радио России"

Музыка на "Радио России"

Начало в 02:50 Музыка на "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Эфир от 29.11.2020 (03:10)

Эфир от 29.11.2020 (03:10)

Начало в 03:10 "Встреча с песней"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"От первого лица"

"От первого лица"

Начало в 04:10 "От первого лица"

"Ни пуха, ни пера"

"Ни пуха, ни пера"

Начало в 04:35 "Ни пуха, ни пера"

Кристоф  Глюк "Альцеста"

Кристоф Глюк "Альцеста"

Начало в 04:50 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

"КультБригада"

"КультБригада"

Начало в 05:10 "КультБригада"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 06:10 Музыкальная программа

Настоящее историческое (Praesens historicum)

Настоящее историческое (Praesens historicum)

Начало в 06:30 Настоящее историческое (Praesens historicum)

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

"Мир российской усадьбы"

"Мир российской усадьбы"

Начало в 07:10 "Мир российской усадьбы"

Эфир от 29.11.2020 (07:25)

Эфир от 29.11.2020 (07:25)

Начало в 07:25 "Архитектура звука"

От древней экзотики – к космосу

От древней экзотики – к космосу

Начало в 07:45 "Фолк-альбом "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

"Сказочное утро"

"Сказочное утро"

Начало в 08:10 "Сказочное утро"

Идеальный газон. Часть 2-я

Идеальный газон. Часть 2-я

Начало в 08:35 "Все в сад"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Воскресное утро

Воскресное утро

Начало в 09:10 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Воскресное начало

Воскресное начало

Начало в 10:10 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа