+7 800 222 999 2
24 Апреля 2020

"Союзмультфильм" решил забрать у Японии права на образ Чебурашки

Директор киностудии "Союзмультфильм" Борис Машковцев.

Программу ведут Алла Волохина и Вячеслав Коновалов.

Права на использование образа Чебурашки в произведениях киностудия "Союзмультфильм" передала Японии 16 лет назад. До 2023 года они принадлежат компании SP International. Но у России и Японии возникли разногласия о сроках действия и условиях договора.

Почему передали права Японии? Что за такой был сильный интерес у японцев к нашему Чебурашке? И почему это произошло?

Борис Машковцев: В принципе в том, что кому-то передаются какие-то права, связанные с персонажами или с произведениями, нет ничего противоестественного. Так устроен бизнес, связанный с анимацией, с анимационными брендами. Исходно можно говорить о том, что это очень позитивно, что иностранным зрителям и иностранным компаниям тоже интересны российские персонажи.

Другое дело, как выглядит каждая конкретная сделка, каким видам прав она посвящена. В случае с Японией мы видим, что там действительно есть такой феномен, как интерес конкретно японской аудитории к Чебурашке. Чем-то он им визуально нравится. Ну как объяснить, что мы кого-то любим или кто-то нравится? И здесь тоже необъяснимый феномен. Тем не менее он существует, и 16 лет назад была заключена сделка между "Союзмультфильмом" и одной из японских компаний, которая получила, надо сказать, гигантские полномочия распоряжаться за рубежом правами на Чебурашку. Но у каждого договора существует некий срок действия. И мы считаем, что этот договор уже давно прекратил своё действие, а японская компания, которая на сегодняшний момент является уже даже не той компанией, с которой договор подписывался, а правопреемником той компании, то есть, в Японии тоже много чего поменялось, считает, что договор автоматически пролонгируется в её пользу.

А что же за текст договора был, если есть такие разночтения? Как же его составляли?

Борис Машковцев: Договор был составлен, надо сказать, очень некорректно и аморфно в этом месте. Более того, ещё и на очень невыгодных финансовых условиях для студии. Суммы, которые студия получала по этому договору, настолько малы, что даже обсуждать пролонгацию этого договора было бы бессмысленным в силу того, что он экономически не эффективен.

Насколько известно, сложилась такая ситуация, что в какой-то промежуток времени "Союзмультфильм" отправил туда письмо-уведомление по поводу того, что контракт расторгнут и его автоматическая пролонгация невозможна. Японская сторона в свою очередь отвергает получение уведомления и говорит, что ничего не знает ни о каком письме и что она действует на основании закона. Эта ситуация немного не понятна. Ведь в данном случае письмо должно отправляться не просто по почте, это же конкретный юридический документ. Как могла произойти ситуация, что японская сторона может заявлять, что она ничего не получала?

Борис Машковцев: Это, собственно, та ситуация, которая и привела к конфликту. Если переводить разговор в юридическую плоскость, то для решения подобных конфликтов существуют суды. Известно, что "Союзмультфильм" последние три года активно занимается тем, что пытается очистить свои права и привести к нормальным условиям все те сделки, которые либо заключены раньше, либо которые мы заключаем сейчас для того, чтобы они были понятны и прозрачны, чтобы тем, кто придут потом за нами, было удобно продолжать свою деятельность.

Случай с Чебурашкой – это фактически одна из последних таких историй в нашей биографии, когда сделка носит крайне непрозрачный характер и сильно ущемляет возможности студии по дальнейшей работе, например, с тем же Чебурашкой. Ну, да, конечно, Чебурашка до сих пор актуален и любим, и почему бы нам не сделать что-то новое и хорошее с этим персонажем. Но мы находимся в этой клинчевой ситуации, которая объективно мешает нам работать. Такие истории разрешаются в судебном порядке, потому что два года мы пытались решить этот вопрос в досудебном порядке, но, к сожалению, это не дало никакого результата. Наоборот, в Японии без лицензии вышел новый фильм про Чебурашку. Мы сейчас не обсуждаем качество самого фильма, но с точки зрения юриспруденции они не должны были этого делать.

Там и качество удручающее. Скажите, договор, который сейчас существует, будет разрешаться в суде? И судиться вы будете в Японии? Как вообще это будет происходить?

Борис Машковцев: В данном случае судиться придётся на территории Японии, и это тоже для нас достаточно дискомфортно. Но с точки зрения права мы должны поступить именно так. Если опять же мы не сможем всё-таки договориться в досудебном порядке. А я люблю верить в хорошее.

Японская компания сообщила о готовности обсуждать с "Союзмультфильмом" права на Чебурашку.

Пока заключён этот договор на право использования образа Чебурашки, который для нас невыгоден, он в чём российскую сторону ограничивает?

Борис Машковцев: Давайте договоримся о том, что он был заключён и завершился. Но этот договор позволял японской компании распоряжаться правами на Чебурашку фактически на территориях всех стран мира, за исключением России и стран СНГ. И он давал японцам действительно очень широкие полномочия. Фактически они могли производить новый контент, они могли производить различные товары с образом Чебурашки. Более того, при этом отчисления, которые нам причитались, по какой-то причине должны были начисляться только от продажи контента. Например, от VRChat мы бы ничего не получили бы. Фактически студия получила только небольшую минимальную гарантию по этому договору. Если сравнивать масштаб переданных прав и масштаб полученной суммы, сумма минимальная.

Председатель правления киностудии Юлиана Слащёва сказала, что с 2017 года "Союзмультфильм" вернул более 90 процентов прав на использование аудиовизуальных образов и мультфильмов так называемой "золотой коллекции" ("Простоквашино", "Винни-Пух", "Ну, погоди!" и т.д.). Оставшиеся 10 процентов бросим просто так или будем дожимать, пока все 100 не будут у нас?

Борис Машковцев: Нет, как раз не бросим, потому что большая часть из этих 10 процентов – это тот самый "Чебурашка". Я не считаю возможным эту деятельность бросать именно потому, что мы считаем, что правда на нашей стороне. Почему же мы должны закрывать на это глаза?

­"Союзмультфильм" решил забрать у Японии права на образ Чебурашки

"Неизвестная планета"

"Неизвестная планета"

Начало в 15:10 "Неизвестная планета"

"Мюзик-холл"

"Мюзик-холл"

Начало в 15:35 "Мюзик-холл"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

"Чайковский". Авторская программа Дмитрия Бертмана

"Чайковский". Авторская программа Дмитрия Бертмана

Начало в 16:10 "Чайковский". Авторская программа Дмитрия Бертмана

"Саундтрек"

"Саундтрек"

Начало в 16:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

"Театр у микрофона". "Нобелевские лауреаты XX века". Г.Белль. "Итог". Радиоспектакль.

"Театр у микрофона". "Нобелевские лауреаты XX века". Г.Белль. "Итог". Радиоспектакль.

Начало в 17:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

"Высокое напряжение"

"Высокое напряжение"

Начало в 18:10 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

"Факультет ненужных вещей"

"Факультет ненужных вещей"

Начало в 19:10 "Факультет ненужных вещей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

"Аурум" (Aurum Inutile)

"Аурум" (Aurum Inutile)

Начало в 20:10 "Аурум" (Aurum Inutile)

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Опера и жизнь"

"Опера и жизнь"

Начало в 21:10 "Опера и жизнь"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

"Стадион".  Спортивная программа

"Стадион". Спортивная программа

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Чудесные мгновения. Женские образы в творчестве Павла Федотова

Чудесные мгновения. Женские образы в творчестве Павла Федотова

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Три сюжета с предисловием"

"Три сюжета с предисловием"

Начало в 23:10 "Три сюжета с предисловием"

"Голоса и звуки Земли"

"Голоса и звуки Земли"

Начало в 23:35 "Голоса и звуки Земли"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

"Железная воля". Моноспектакль С.Гармаша по одноименному рассказу Н.С.Лескова. Серия 6-я

Начало в 00:10

Музыка на "Радио России"

Начало в 00:25

Время. События. Люди

Время. События. Люди

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Российский радиоуниверситет"

"Российский радиоуниверситет"

Начало в 01:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"История из истории"

"История из истории"

Начало в 02:25 "История из истории"

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 26-я

"Литературные чтения". М.Бюсси. "Время - убийца". Читают О.Булгак и М.Лисовец. Серия 26-я

Начало в 02:30 "Литературные чтения"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Триллер на "Радио России". Б.Э.Пэрис. "За закрытой дверью". Читает М.Лисовец. Серия 19-я

Начало в 03:10

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа