+7 800 222 999 2
24 Мая 2021

"Дон Кихот". Яркая смесь комического и трогательного

В Башкирском театре оперы и балета поставили оперу Массне "Дон Кихот".

Фото Ольги Русановой

Фото Ольги Русановой

Фото Ольги Русановой

Фото Ольги Русановой

Фото Ольги Русановой

Фото Ольги Русановой

Если на афише музыкального театра написано "Дон Кихот", зритель в первую очередь думает о знаменитом балете Минкуса. Но есть и другой – куда менее известный – оперный шедевр Жюля Массне, который тяжело больной композитор писал в 1909 –1910 годах специально для Федора Шаляпина. Да, этот "Дон Кихот" – редкое название в репертуаре, особенно в России: до недавних пор шел только в Мариинском театре (постановка Яниса Коккоса, 2012). Но на самом деле опера ничуть не менее привлекательна для зрителя, чем более раскрученные партитуры Массне ̶ "Вертер", "Манон" и "Таис", а ария Дон Кихота "Когда появляются звезды" ̶ настоящий хит. И в Уфе, где начинал карьеру Федор Шаляпин, просто не могли не поставить эту оперу, столь важную в послужном списке великого певца. Нынешняя премьера ̶ режиссерский дебют художественного руководителя театра Аскара Абдразакова, он же выступил в заглавной роли. Ольга Русанова побывала на премьере.

О роли Дон Кихота иной оперный бас может мечтать всю жизнь, а вот Аскару Абдразакову довелось примерять доспехи Дон Кихота неоднократно – на Мариинской сцене. Чувствовалось, сколь досконально он знает партитуру и либретто.

Идея постановки оперы "Дон Кихот" возникла у него давно, ещё со времени концерта в Петербургской филармонии, когда он исполнил "Три песни Дон Кихота к Дульсинее" Равеля, "Песни Дон Кихота" Ибера и, конечно же, фрагменты из оперы Массне. Тут для Аскара Абдразакова особенно важны шаляпинские традиции в интерпретации образа. Ведь Федор Иванович любил эту роль, кропотливо лепил ее, описывая процесс в своей книге "Маска и душа"...

"Ясно, что во внешности Дон Кихота должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного".

У Абдразакова образ получился именно: это и большой наивный ребенок, и влюбленный романтик и рыцарь – герой, который ̶ подобно Христу ̶ бескорыстно несет людям добро и свет. Ну и чисто внешне Дон Кихот Абдразакова близок историческому образу, в котором, как писал Шаляпин, есть и "остроконечная бородка, и фантастический хохолок, и слабые, тонкие, длинные ноги, и, наконец, смешной ус".

Массне назвал оперу "героической комедией", в спектакле много смешных сцен, связанных прежде всего с Санчо Пансой (это отличная работа ̶ актерская и вокальная ̶ Владимира Копытова). Невысокого роста коренастый артист внешне идеально «попадает» в своего героя, работая на контрасте с высоким стройным Аскаром Абдразаковым. Надо видеть, с какой плутовской хитринкой вещает Санчо о женщинах: "Мы для этих кошек мышки", – восклицает Санчо, искренне недоумевая, как его хозяин может влюбиться в Дульсинею (в ее роли приглашенная солистка Большого театра Елена Максимова, и это, несомненно, ее удача).

И все же – комедия ли это? Если и да, то серьезная. Искупительная смерть Дон Кихота в финале вызывает слезы. Трагическая развязка трогает душу даже такого циника, как Санчо, который вдруг понимает, что его хозяин не смешной и нелепый, а добрый, честный и мудрый. Это же чувствует и Дульсинея…

Фото Ольги Русановой

Несмотря на два антракта, что всегда рискованно для постановщиков – нет-нет, да и заспешит кто-то из зрителей домой, тут публика в полном составе сидела до конца. В этом очевидная заслуга всей постановочной бригады: прежде всего дирижера Артема Макарова, который уверенно вел за собой оркестр и хор (хормейстер Александр Алексеев).

В ярком и роскошном оформлении узнаваем почерк главного художника театра Ивана Складчикова. Исторические костюмы, с которыми он так любит работать (в данном случае – в стиле маньеризма ХVI века), броские красочные декорации массовых сцен и приглушенные, «ночные» тона в лирических эпизодах: именно в них особенно интересна световая партитура Ирины Вторниковой.

"Кто для вас Дон Кихот?" ̶ вопрос, который задали постановщикам авторы буклета. ̶ "Романтик", ̶ почти единодушно отвечали они и создали по-настоящему романтический спектакль.

Ну, а разве не романтик сам Аскар Абдразаков?! На поклонах он прямо на сцене встал на одно колено перед мамой, которая сидела в ложе, ̶ и подарил ей букет цветов. Ну а саму премьеру посвятил их с братом, тоже выдающимся басом Ильдаром, педагогу ̶ Миляуше Муртазиной, которая в эти дни отмечает 95-летие...

­Запись эфира "Радио России"

Вести

Вести

Начало в 16:00 Вести

В Кабардино-Балкарии альпинисты попали в пургу. Есть погибшие

В Кабардино-Балкарии альпинисты попали в пургу. Есть погибшие

Начало в 16:10 Разное время. Радиоканал

Вести

Вести

Начало в 17:00 Вести

Сочи возглавил рейтинг самых экологичных и зеленых городов России

Сочи возглавил рейтинг самых экологичных и зеленых городов России

Начало в 17:10 Разное время. Радиоканал

Вести

Вести

Начало в 18:00 Вести

Выборы: соцсети и мессенджеры опережают СМИ в борьбе за умы избирателей

Выборы: соцсети и мессенджеры опережают СМИ в борьбе за умы избирателей

Начало в 18:10 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 19:00 Вести

Роскосмос потратит 1,7 миллиарда рублей на подготовку пилотируемого полета на Луну

Роскосмос потратит 1,7 миллиарда рублей на подготовку пилотируемого полета на Луну

Начало в 19:10 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 20:00 Вести

Денежное поощрение детей за хорошую учебу может привести к подмене мотивации

Денежное поощрение детей за хорошую учебу может привести к подмене мотивации

Начало в 20:10 Наше время. Интерактивный канал

Вести

Вести

Начало в 21:00 Вести

Литературный сериал

Литературный сериал

Начало в 21:10 Литературный сериал

Братья Гримм  "Бременские музыканты"

Братья Гримм "Бременские музыканты"

Начало в 21:35 Музыкальная литература

Вести

Вести

Начало в 22:00 Вести

Сергей Усанов: Виолончель – это продолжение человеческого голоса

Сергей Усанов: Виолончель – это продолжение человеческого голоса

Начало в 22:10 От первого лица

Особенности охоты царственных особ

Особенности охоты царственных особ

Начало в 22:35 Ни пуха, ни пера

"ПроСпорт"

Начало в 22:50

Вести

Вести

Начало в 23:00 Вести

Акустика

Акустика

Начало в 23:10 Акустика

Вести

Вести

Начало в 00:00 Вести

Итоги выборов в Госдуму | Сессия ГА ООН

Итоги выборов в Госдуму | Сессия ГА ООН

Начало в 00:10 Актуально

Вести

Вести

Начало в 01:00 Вести

Серьёзная музыка с Людмилой Осиповой

Серьёзная музыка с Людмилой Осиповой

Начало в 01:10 Серьёзная музыка с Людмилой Осиповой

Вести

Вести

Начало в 02:00 Вести

Программа о здоровье

Программа о здоровье

Начало в 02:10 Программа о здоровье

Настоящее историческое (Praesens historicum)

Настоящее историческое (Praesens historicum)

Начало в 02:30 Настоящее историческое (Praesens historicum)

Вести

Вести

Начало в 03:00 Вести

"Отзвуки театра" с Александром  Калягиным

"Отзвуки театра" с Александром Калягиным

Начало в 03:10 "Отзвуки театра" с Александром Калягиным

Музыкальная литература

Музыкальная литература

Начало в 03:35 Музыкальная литература

Вести

Вести

Начало в 04:00 Вести

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа